Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для детей-инвалидов, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья участниками службы сопровождения образовательной организации разрабатываются индивидуальные маршруты сопровождения в соответствии с заключениями ТППМК, образовательной программой дошкольного образования и ФГОС ДО с учётом их индивидуальных и потенциальных возможностей.
В образовательной организации функционирует психолого – педагогический консилиум, целью которого является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников, детей-инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья, посредством психолого – педагогического сопровождения.
В Детском саду № 41 предоставляются услуги сурдопереводчика, которые оказывает сурдопедагог Мальцева Марина Александровна.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Групповые помещения оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы детского сада и ФГОС ДО. В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, для предметов личной гигиены и др. Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. В помещении и на прогулочном участке, в соответствии с возрастом детей, организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде разграниченных центров (центр природы, книжный уголок, центр изобразительной деятельности, центр безопасности, центр театрализованных игр, двигательных игр, центр сюжетно – ролевых игр, центр конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг – другу.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саде оборудованы:
1. Кабинеты учителей-логопедов и учителей-дефектологов.
Созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Кабинеты специалистов оснащены: зеркалами настенными с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия, предназначенные для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий специалистов с детьми.
2. Кабинеты педагогов-психологов предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию познавательной и эмоциональной сферы развития воспитанников, диагностики психологической готовности ребёнка к обучению в школе и консультирования родителей.
3. Темная сенсорная комната - это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
4. Музыкальные залы предназначены для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный комплект, музыкальный центр, пианино, синтезатор, учебно-методические материалы, музыкально-методическая литература, дидактические игры.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в детском саду, не предусмотрены
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саде созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого имеется два физкультурно-музыкальных зала, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту. На территории детского сада имеются спортивные площадки.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации АОП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные - учебники, пособия и др.;
электронные - мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, видеофильмы обучающие и т.д.;
наглядные плоскостные - плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
демонстрационные - муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные - спортивное оборудование.
При организации образовательной, игровой деятельности по физическому развитию для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, релаксационное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Территория
Детского сада № 41 асфальтирована, имеет твердое покрытие. Конструктивные
особенности здания не предусматривают наличие подъёмников , обеспечивающих доступ
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для доступа в здание
Детского сада № 41 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
имеются: знак обозначения кнопки вызова, предупреждающая контрастная
маркировка на двери «Осторожно!» (желтые круги), предупреждающие контрастные
полосы на краевых ступенях лестничных маршей. Здание оснащено системой
видеонаблюдения и противопожарной сигнализации.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету
обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Для слабовидящих имеются таблички Брайля.
Специальные условия питания
В Детском саде организованно 4-х разовое питание, в
соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим Детским
садом. Организация питания детей в Детском саде осуществляется его штатным
персоналом. Меню составляется в соответствии с требованиями СанПиН 3590-20, действующего с 01.01.2021, на основе
физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей
дошкольного возраста. Осуществляется дифференцированный подход в приготовлении
блюд в соответствии с медицинскими показателями. При предоставлении документа с
назначением диетического питания, разработанного врачом - диетологом, в детском
саде организовано питание для таких детей (безмолочная диета).
Не
допускаются к приему в Детский сад пищевые продукты без сопроводительных
документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи. В ежедневный рацион
питания включены овощи и фрукты. Готовая пища выдается только после бракеража и
снятия пробы. Пробы готовой продукции хранятся в холодильнике пищеблока не
менее 48 часов. Круглогодично осуществляется С-витаминизация третьего блюда.
Имеется
оборудованный пищеблок с полным технологическим циклом, в том числе: овощной
цех (первичной обработки овощей), мясо-рыбный цех, моечная кухонной посуды,
складские помещения. Пищеблок оснащен достаточным количеством технологического,
холодильного, морозильного и весоизмерительного
оборудования.
Во всех
группах имеются буфетные комнаты, оснащенные в соответствии с требованиями
СанПиН: имеется набор кухонной посуды, столовых принадлежностей.
В групповых
помещениях выделены обеденные зоны для питания детей.
На вводе холодного водоснабжения в здании Детского
сада установлена ультрафиолетовая система обеззараживания воды
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в детском саде осуществляется фельдшером и старшей медицинской сестрой которые осуществляют контроль за здоровьем детей, дают направления к врачам узких специальностей, а также на прививки.
Медицинский блок состоит из:
- изолятор;
- процедурный кабинет.
Для занятий с детьми- инвалидами и воспитанниками с ОВЗ и для профилактики нарушений опорно - двигательного аппарата в зале имеются специальные массажеры, балансировочная дорожка, батут, гимнастические мячи, детские тренажеры, спортивные модули и другие физкультурные пособия.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиями, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных требований.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует Санитарноэпидемиологическими требованиями СП 2.4..3648-20, (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).
Ежегодно разрабатывается:
· режим дня детей , с обязательным учетом возраста детей. В режиме обязательно отражаются время приема пищи, прогулок, дневного сна.
· составляется расписание занятий для каждой группы детей.
В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
В детском саду проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступ к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям воспитанниками детского сада не предусмотрен.
Ресурсы сети Интернет используются для взаимодействия с родителями, обмена информацией с коллегами и в методической деятельности сотрудников учреждения.
На сайте детского сада имеется версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- мультимедийные установки (проектор, экран, ноутбук)
- переносная мультимедийная установка;
- музыкальный центр;
- магнитофоны (в каждой возрастной группе);
- ноутбуки;
- моноблок с сенсорным экраном;
- планшеты с установленными программами для альтернативной коммуникации (для детей с синдромом РАС);
- программа "Сова"
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с использованием имеющегося в детском саде оборудования.