Картотека для автоматизации и дифференциации звуков
22.11.2018
Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? В кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Дети в возрасте до 6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Для работы по автоматизации звуков предлагаю Вам картотеку на закрепление звуков в речи.
Картотека для автоматизации и дифференциации звуков.doc
Успехов Вашим детям!
Учитель-дефектолог Мякушко А.Н.