Консультация для родителей «Формирование артикуляционной моторики»

29.07.2017

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключе­нию с одного движения на другое, а также к удержанию за­данной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение на­рушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных дви­жений, объединение простых движений в сложные артикуля­ционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

1.  Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствую­щих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.

2.  Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых деть­ми, отработанных с логопедом артикуляционных упра­жнений. Основным назначением артикуляционной гим­настики является развитие, укрепление и совершенст­вование артикуляционной моторики. Выполняется артикуляционная гимнастика как индивиду­ально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в сентябре-октябре;

б)   в детском саду с воспитателем и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;

в)  с родителями дома.

2.   Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

3.  Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выпол­нения движений.

4.  Вначале артикуляционные движения выполняются медлен­но, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5.  Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно услож­няется и расширяется за счет вновь отобранных с логопе­дом упражнений.

6.  Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования арти­куляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7.  Возможно и желательно выполнение артикуляционной гим­настики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Примерный комплекс упражнений для артикуляционной гимнастики

I. Упражнения для челюстей

1.  Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

2.  Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

3.  То же в быстром темпе.

4.  Легкое постукивание зубами — губы разомкнуты.

5.  Повторяется первое упражнение.

II. Упражнения для губ

1.  "Улыбка" — растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны и верхние, и нижние резцы.

2.  То же с сомкнутыми губами и зубами.

3.  "Трубочка" ("Хоботок") — вытягивание губ вперед (зубы сомк­нуты ).

4.  Попеременное выполнение "Улыбки" и "Трубочки".

5.  Вращательные движения губами.

6.  Отставление нижней губы от зубов и десен.Хочу такой сайт

7.  Втягивание нижней губы внутрь рта.

III. Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти):

1.  "Болтушка" — движения языком вперед-назад.

2.  "Часики" — движения языком вправо-влево.

3.  "Качели" — движения языком вверх-вниз.

а)  к верхней — нижней губе;

б)  к верхним — нижним зубам;

в)  к верхним — нижним альвеолам.

4.  Круговые движения языком:

а)  по губам;

б)  по зубам в преддверии рта;

в)  за зубами.

5.  "Лошадки" — щелкание языком.

6.  "Лопатка" — широкий, расслабленный язык высунуть, по­ложить на нижнюю губу, подержать 10-15 сек. (при напря­жении похлопать по языку шпателем или пошлепать губа­ми).

7.  "Иголочка" — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать 10-15 сек. (для сокращения языка до­тронуться до кончика шпателем).

8.  Попеременное выполнение "Лопатки" и "Иголочки".

9.  "Желобок" ("Трубочка") — высунуть широкий язык, бо­ковые края языка загнуть вверх.

10.  "Чашечка" ("Ковшик") — широкий язык поднят кверху:

а)  к верхней губе;

б)  к верхним зубам;

в)  к верхним альвеолам.

11.  "Грибок" — язык широкий, плоский, присасывается к твер­дому небу, боковые края языка прижаты к верхним ко­ренным зубам, кончик языка — к верхним альвеолам.

 

 

Для удобства использования артикуляционной гимнастики в домашних условиях Вашему вниманию предлагается брошюра для скачивания.

 

Успехов Вашим детям!

 

 

Учитель-дефектолог Мякушко А.Н.


Брошюра.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».