13.08.2019
Консультация
для родителей «Игры на развитие пространственных отношений»
Игра
«Переезжаем на новую квартиру»
Цель:
Научить ребенка различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне,
помочь запомнить их названия; активизировать в речи детей соответствующий
словарь.
Игровой
материал:
1. Предметные картинки
(парные) : чашка — стакан! кружка — чашка, масленка — сахарница, чайник —
кофей-! ник, кастрюля — сковорода, платок — косынка, шапка шляпа, платье —
сарафан, свитер — безрукавка, пальто куртка, шуба — зимнее пальто, брюки —
шорты, носки гольфы, чулки — носки, перчатки — варежки, туфли — босоножки,
тапки — сандалии, ранец — портфель, люстра настольная лампа.
2. Коробочки для
складывания картинок.
Ход
игры: Родитель вручает ребенку 2-3 пары картинок, например:
чашка — стакан, платок — косынка, ранец — портфель. Рассказывает: «Мы получили
новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я
буду упаковывать посуду. Ты мне будете помогать. Подавай мне только ту вещь,
которую я назову. Будьте внимателен — многие вещи внешне похожи. Не спутай,
например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Собранную посуду я сложу в
синюю коробку». Родитель называет по одному предмету из каждой пары, например
кофейник. Если ребенок ошибается (предъявляет чайник, картинка остается у него).
К концу игры у ребенка не должно остаться ни одной картинки. Затем для
активизации в речи родитель просит ребенка вынимать из коробки собранные
картинки и говорить, что он достал.
Игра
«Угадай по описанию»
Цель:
Воспитывать у ребенка умение различать признаки предмета; развивать
наблюдательность. Закреплять употребление ребенком терминов, определяющих
пространственное расположение предметов.
Игровой материал: Предметные
картинки: снеговики, матрешки, петрушка неваляшки, бабочки, медвежата. Каждый
из предметов одного наименования имеет одинаковые и разные признаки с
остальными предметами группы.
Ход игры: Родитель
показывает картинки, например снеговиков и объясняет: «Перед тобой шесть
снеговиков. На первый взгляд; они как будто одинаковые. Но если их внимательно
рассмотреть, то можно заметить различия». Затем родитель предлагает ребенкупоучиться
находит сходство и различия. — Посмотри на лица снеговиков. Они - одинаковые. У
каждого два глаза и оранжевый нос.На головах у одних снеговиков — ведра, у
других — кастрюли. Головные уборы разного цвета. В руках метлы, лопатки,
веточка. Одни снеговики держат предмет в правой руке, другие — в левой. Будь
внимателен. Не перепутай снеговиков, когда я буду рассказывать об одном из них,
— предупреждает родитель. — Итак, угадай, о котором снеговике я расскажу.
Давая описание, родитель
сначала называет признак, общий для всех снеговиков (оранжевый нос из картона,
потом указывает на признак, имеющийся только у трех снеговиков (синее ведро,
далее отмечает признак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета,
и, наконец, обращает внимание детей на последний — отличительный признак (две
пуговицы). В итоге ребенок указывает на картинку или предмет, о которой, по его
мнению, рассказывал родитель,
Игра
«За покупками в магазин»
Цель:
Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных педагогом
признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи
сложноподчиненные предложения. Развивать ориентировку в пространстве.
Игровой материал:
1. Наборное полотно с
тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями
трех-четырех одинаковых которыми признаками (величиной, цветом, деталями).
2. Предметные картинки:
автомобили: фургон, грузовик, самосвал (3 картинки) ;
3. Пирамидки разного
размера с колпачками разного цвета (3 картинки) ;
4. Медвежата: один —
черный, два — коричневых, у одного — бантик на шее, один — в полосатых
штанишках, один — в комбинезончике (3 картинки) ;
5. Неваляшки: у первой на
платье пояс с пряжкой, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, третья — в
зеленом платье (3 картинки).
Ход игры:
Родитель вывешивает перед ребёнком наборное полотно, в которое вставлены
картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, мишек, неваляшек, и говорит:
"Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой,
чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит. Миша, твоя сестренка
попросила купить пирамидку. Она сказала так: «Купи мне пирамидку не с синим
колпачком и не маленькую Как ты думаешь, которая из пирамидок понравилась твоей
сестренке? Почему ты думаешь, что большая с красным колпачком? Катя, а твоя
маленькая сестренка захотела иметь неваляшку, Она сказала: «Мне не надо
неваляшку в зеленом платье, и надо с пуговицами, мне надо другую и без
бантика». А твой брат, Костя, попросил купить автомобиль: «Не самосвал, не
фургон и не с синим кузовом». Твоему братику, Маша, понравился мишка. Он
попросил: «Купи мне «мишку, но не черного, не в полосатых штанишках и без
бантика". Далее можно предложить ребенку для отгадывания еще одного мишку,
одну неваляшку. Например: «Мне нужен мишка не в желтой рубашке, не в штанишках
с лямками». Или - мне понравилась неваляшка не с черными глазами, не в синем
платье и не в платье с поясом».
Успехов Вашим детям!
Учитель-дефектолог
Кузнецова А.Н.