Аннотация АООП ДО ЗПР Детского сада № 41

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования
для детей с задержкой психического развития
(с учетом психофизиологических особенностей глухих и слабослышащих обучающихся)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 41 комбинированного вида»
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с
задержкой психического развития (далее - АООП ДО, Программа) Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №41 комбинированного вида» (далее –
Детский сад № 41), спроектирована для реализации в группе компенсирующей направленности для детей
с задержкой психического развития (далее – ЗПР).
Программа разработана с учетом возрастных особенностей и индивидуальных потребностей
ребёнка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, особенностями развития детей,
имеющих задержку психического развития, а также сопутствующие нарушения слуха, являющиеся
вторичным дефектом.
Программа обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, в соответствии
с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ( от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ),
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменениями на 8 ноября 2022
года), Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №
1022) и Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021
г. № 2.
В младенческом возрасте и вплоть до полутора-двух лет невозможно говорить об однозначном
отнесении ребенка с отклонениями в развитии к категории детей с задержкой психического развития. В
связи с этим применительно к детям этого возраста речь идет не о квалифицированной коррекции
нарушений, а о выявлении факторов риска возникновения задержки развития. В целях предупреждения
задержки психического развития работа строится через систему методических рекомендаций для
родителей детей, относящихся к группе риска, а также для детей с различными отклонениями в
физическом и/или психическом развитии.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой
психического развития обеспечивает разностороннее развитие личности детей по основным
образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и
художественно-эстетическому развитию, а также оказание детям профессиональной помощи в коррекции
нарушений речевого и познавательного развития.
АООП ДО детей с ЗПР включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений Детского сада № 41. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются на занятиях, в ходе режимных
моментов, разнообразных видах совместной и самостоятельной деятельности, а также во взаимодействии
с семьей и социумом.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ЗПР,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного
образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности

ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
1. Реализация содержания АООП ДО;
2. Коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ЗПР;
3. Охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ЗПР, в том числе их
эмоционального благополучия;
4. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
5. Создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими
и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка
с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями),
другими детьми;
6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
7. Формирование общей культуры личности обучающихся с ЗПР, развитие их социальных,
нравственных,
эстетических,
интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ЗПР;
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и
укрепления здоровья, обучающихся с ЗПР;
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
Цели и задачи вариативной части АООП ДО детей с ЗПР конкретизируются в каждой
образовательной области и более подробно представлены в содержательном разделе.
В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Многообразие социальных, личностных, культурных,
языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений
и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской
Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями,
объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе,
экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия,
способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно
взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей
и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность,
образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного
процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей,
ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека. Самоценность
детства –понимание детства, как периода жизни значимого самого по себе,
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к
последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов
детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского

развития. полноценное проживание ребенком всех этапов
детства (младенческого, раннего
и
дошкольного возраста),
обогащение (амплификация)
детского
развития
как
важного
этапа в общем
развитии
человека, полноценного проживания ребенком
всех этапов
детства
(младенческого раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития;
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм,
средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми,
приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со
взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности
ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации)
и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство
каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка,
доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации
развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает
активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации
программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры,
занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу.
Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками
образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое
мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в
соответствии со своими возможностями.
6. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и
другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование
ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для
обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские
отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут
способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к
национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного
образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов,
экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей,
оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры
семейного консультирования и др.).
7. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной
деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса,
появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастнопсихологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное
наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку
в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности,
акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
8. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и

познавательно-исследовательскую
деятельность,
творческую
активность,
обеспечивающую
художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития,
которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть
мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его
индивидуальные интересы, особенности и склонности.
9. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное
содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и
потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с
учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с
ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию,
расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
10. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со
Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов
детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по
модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные
взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной
деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация
образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
11. Приобщение
детей к
социокультурным нормам,
традициям семьи,
общества и государства. Реализация принципа приобщения
детей к социокультурным
нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и
детей в игре, продуктивных
видах детской
деятельности,
в
процессе
экскурсий, праздников. Принцип
предполагает комплексный подход,
взаимосвязь и
своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и всё то, что связано друг с другом. Основной
задачей педагога является стимуляция познавательной активности детей, развитие их
любознательности, развитие образного и логического мышления ребёнка
12. Учет
этнокультурной
ситуации развития детей. Принцип
учета
этнокультурной
ситуации развития детей предполагает воспитание поликультурного
миропонимания, которое состоит в изучении следующих элементов культуры народов: материальная
культура (жилище, творчество, искусство), нормативная культура (общечеловеческие духовнонравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его). Этнокультурное
воспитание дошкольников реализуется в трёх направлениях: информационное обеспечение (сообщение
сведений о народных обычаях и традициях, особенностей их культуры и системе духовно нравственных
ценностей); воздействие на эмоциональном уровне (в процессе осуществления на практике первого
направления - информационного насыщения следует вызвать отклик в душе ребёнка); приобщение к
основным правилам и нормам поведения.
13. Выявления детской одаренности, создания обстановки, опережающей развитие ребенка
(возможность самостоятельного решения ребенком задач, требующих максимального
напряжения
сил; использование многообразных
форм организации обучения, включающих
разные
специфически
детские
виды деятельности;
использование
разнообразных
методов
и
приемов, активизирующих мышление, воображение
и
поисковую
деятельность ребенка; введение в обучение ребенка элементов проблемности, задач открытого
типа, имеющих разные варианты решений).
Главная идея АОП ДО детей с ЗПР заключается в реализации общеобразовательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития
детей с ЗПР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип

природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и
детей с ЗПР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской
речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип амплификации развития предполагает создание в образовательной среде условий для
всемерного расширения (обогащения) развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных
особенностей;
- принцип антропоцентризма означает «помещение» ребенка в центр образовательной системы;
- принцип вариативности — один из основополагающих принципов, способность любой системы
образования предоставлять детям многообразие полноценных, качественно специфичных и при этом
привлекательных вариантов программ, образовательных траекторий, спектр возможностей выбора своего
образовательного маршрута, вариативность методик, технологий, форм взаимодействия;
- принцип диалогичности означает приведение образовательного процесса к форме диалога,
поскольку личность развивается именно в общении с другим человеком;
- принцип инициирования субъектности подразумевает отношение к ребенку как равноправному
субъекту образовательных отношений, предполагает создание условий для поддержки его инициативы,
активности, самостоятельности в различных образовательных ситуациях;
- принцип культуросообразности означает, что содержание образования на всех его уровнях
должно быть спроектировано по модели развития общечеловеческой культуры в соответствии с
возрастными особенностями детей;
- принцип природосообразности означает, что образовательная среда для детей младенческого и
раннего возраста организуется на основе системно выстроенного «возрастного портрета развития» (в его
динамике) в соответствии с природой ребенка, с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных
особенностей;
- принцип целостности подразумевает проектирование образовательного процесса как целостного
по своим целевым ориентирам, содержанию и структуре;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей
каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого
ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов,
приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных
групп во всех пяти образовательных областях.
Специфические принципы и подходы к формированию АООП ДО для обучающихся с ЗПР:
1. Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и компенсация
недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство
наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка с ЗПР и обеспечения его
самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.
2. Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с
ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У обучающихся
с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная
симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого
развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.

3. Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения
коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений.
Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные,
обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной
работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на
речевое и когнитивное развитие ребенка с ЗПР.
4. Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психолого-педагогическая
диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе
комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором участвуют различные специалисты психологомедико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и
формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в
его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях
Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что
она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение,
педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом
процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально
подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое
взаимодействие с медицинскими учреждениями.
5. Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная психологопедагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу "замещающего онтогенеза". При
реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и
стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и
касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий,
представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях
детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом
деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий,
новый этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорноперцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственновременные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным
запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с
одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые
программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи,
деятельности обучающихся с ЗПР.
6. Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач: не
позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует
построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания благоприятных условий для
наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
7. Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает
организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста. Коррекционный
образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Обучающихся с ЗПР обучают
использованию различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт).
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная
деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается
особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только
специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные
возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей
помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При
разработке Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и

познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под
руководством педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
9. Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное содержание
предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего
развития, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей
дошкольника.
10. Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с
учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу.
При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных
программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся с ЗПР, их психофизических
особенностей, запросов родителей (законных представителей).
Специфические принципы и подходы к формированию АООП ДО для обучающихся с ЗПР,
с учетом нарушения слуха:
1. Налаживание сетевого взаимодействия с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование обучающихся с
нарушениями слуха: организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями
обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать удовлетворению
особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
перенесших операцию по кохлеарной имплантации (далее - КИ), оказанию психолого-педагогической,
сурдологической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центры психологопедагогической, медицинской и социальной помощи, профильные медицинские центры, центры
реабилитации слуха, сурдологические кабинеты).
2. Индивидуализация дошкольного образования глухих, слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, обучающихся с КИ открывает возможности для индивидуализации образовательного
процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными спецификой
и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: содержание образования предлагается ребенку через
разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует
развитию, расширению как явных, так и потенциальных возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: всестороннее
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Между отдельными
разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие глухих,
слабослышащих и позднооглохших обучающихся тесно связано с двигательным, речевым и социальнокоммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым. Содержание
образования в каждой области тесно связано с другими областями.
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей
Программы: стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых
Организация должна разработать свою адаптированную образовательную программу, при этом за
Организацией остаётся право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ,
учитывающих разнородность состава групп обучающийся, их психофизических особенностей, запросов
родителей (законных представителей).
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в
виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики
возможных достижений ребенка с ОВЗ к концу дошкольного образования.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых
ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка
с ЗПР. Они представлены в виде изложения возможных достижений, обучающихся на разных возрастных
этапах дошкольного детства.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».