Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» (Детский сад № 41) РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Детского сада № 41 Протокол № 3 от 26.07.2022 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего Детским садом № 41 № 48-од от 20.06.2022 г. МНЕНИЕ УЧТЕНО: Советом родителей Детского сада № 41 Протокол № 3 от 27.07.2022 г. Порядок (регламент) сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон 1. Общие положения. 1.1.Настоящий Порядок (регламент) сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон (далее-Порядок/Регламент) разработан для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» (далее – Детский сад) в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155); Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. № 373; Уставом Детского сада», основной общеобразовательной программой –образовательной программой дошкольного образования (далее - ООП ДО). 1.2. Данный Порядок представляет собой систему сбора, обработки, анализа и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса, систему оценки индивидуального развития каждого ребенка. 1.3. Порядок распространяется на деятельность всех педагогических работников Детского сада, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами. 1.4. Данный Порядок предполагает сбор, обработку и анализ информации о развитии ребенка с привлечением заинтересованных сторон (родителей воспитанников/законных представителей, сотрудников детского сада). 2. Основные понятия, цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития ребенка. 2.1. Оценка индивидуального развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО осуществляется по пяти образовательным областям (оценка социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития) по «Системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО, а также через анализ степени вовлеченности заинтересованных сторон (коллектива и родителей). 2.2. Целью данного мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования Детского сада и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития Детского сада, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования. 2.3. Ключевыми понятиями при оценке индивидуального развития детей являются не знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а понимание того, что важнейшим аспектом в развитии дошкольника является такое явление, как инициативность. Наблюдая за тем, как ребенок проявляет инициативность в деятельности, можно говорить о нормальном, опережающем или запаздывающем развитии. 2.4. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП ДО включает инструментарий, который предлагает оценку развития детей по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО. Основой инструментария являются «Карты развития», позволяющие педагогам оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса. 2.5. Основные принципы системы оценки индивидуального развития детей является: - комплектность; - непрерывность; - диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки); - уровневость; - доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщение информации (диаграммы/карты развития) для различных групп потребителей (педагогический совет, ППк Детского сада). 3. Организация и порядок проведения сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка. 3.1. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в Детском саде, фиксируется 2 раза в год – декабрь, май. А также в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. 3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются воспитателями возрастной группы, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем в единую форму и предоставляются заместителю заведующего по ВМР в виде отчета развития детей возрастной группы. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. 3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: -заместитель заведующего по ВМР обеспечивает условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, разрабатывает и предоставляет карты критериев оценки, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; -педагоги Детского сада проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции (строят индивидуальный образовательный маршрут при необходимости) 3.4. Формой отчета проведения сбора и обработки информации является аналитическая справка, которая предоставляется не позднее семи дней с момента завершения мониторинга. 3.5. Данные, полученные в результате мониторинговых исследований и контрольных мероприятий, отражаются в анализе выполнения годового плана, отчете о результатах самообследования и других отчетных документах детского сада. 3.6. По итогам мониторинга проводятся заседания педагогического совета, административные и педагогические совещания. 3.7. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи дошкольного образовательного учреждения для реализации в новом учебном году. 4. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка. 4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые педагогами. 4.2. В приложении к ООП ДО должно содержаться подробное описание педагогической диагностики с приложением инструментария, которым пользуется педагогический коллектив при проведении диагностики (критерии, показатели, индикаторы, таблицы и т.д.). Разработаны бланки, таблицы, сводные ведомости, т.е. те документы, в которых фиксируются результаты наблюдения (как ежедневные, так и итоговые). 4.3. Инструментарий диагностики должен быть надёжным и валидным (если инструментарий разрабатывался педагогически коллективом самостоятельно, то необходима рецензия на него, подтверждающая его надёжность и валидность). 4.4. На уровне сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка предусмотрены следующие решения, т.е. применяются электронные таблицы, унифицированные карты с автоматическим подсчетом результатов, построением графиков, диаграмм и т.д. 4.5. Информация, выявленная в ходе диагностики и анализа ее результатов должна применяться педагогами для планирования и корректировки образовательных задач, а также для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. 5. Порядок сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением заинтересованных сторон на основе показателей качества МКДО для групп ДОО. 5.1. С целью формирования механизма единой системы сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка, о состоянии системы образования Детского сада предусмотрено вовлечение заинтересованных сторон (родителей воспитанников). Информация, поступившая от родителей об индивидуальном развитии каждого ребенка, позволит обеспечить комфортные условия для проведения педагогического мониторинга и получить достоверные данные. 5.2. Вовлечение родителей обеспечит системную работу по изучению развития воспитанников, выявлению их индивидуальных потребностей и возможностей, интересов и инициатив, а также потребностей родителей. 5.3. Для достижения первого уровня по показателям качества МКДО достаточно ограничиться сбором внешней информации о развитии ребёнка (Приложение № 1), который предусмотрен Правилами приема на обучение. Родители на этом уровне должны предоставить медицинское заключение (где указана информация о физическом развитии и здоровье ребенка), а также заключение ПМПК или документ, подтверждающий потребность в обучении в группе компенсирующей направленности. 5.4. Для достижения качества второго уровня необходимо, чтобы контекстная информация о развитии ребенка в семье, о его интересах и индивидуальных особенностях собиралась с участием родителей (Приложение № 2). Для этого необходимы анкеты, опросники в группах и т.д., которые направлены как раз на выявление более конкретной информации о ребенке, которой могут воспользоваться воспитатели в целях развития качеств личности воспитанников, индивидуализации образования. Данные анкеты, бланки, опросники должны быть заполнены, а педагоги в ходе опроса должны показать, где и как используют эту информацию. 5.5. На третьем, базовом уровне, необходимо, чтобы результаты развития воспитанников регулярно обсуждались с их родителями для углубления понимания процессов развития. Обсуждение может происходить индивидуально с родителями детей, на собрании, если результаты наблюдения показывают общие тенденции по группе, либо в ходе заседания ППк, если результаты наблюдения говорят о необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута. Также можно обсуждать с родителями результаты через изучение материалов детских портфолио, стендов «Я умею! Я могу!» и т.д. Кроме того, на этом же уровне качества предполагается, что в старших и подготовительных группах результаты наблюдения, достижения детей обсуждаются с воспитанниками группы. Отражение этого обсуждения можно найти в продуктах деятельности по результатам организации образовательной деятельности в режимных моментах. 6. Документация и хранение информации. 6.1. Диагностический материал, пособия для определения уровня усвоения детьми дошкольного возраста с 1,6 до 7 лет образовательных стандартов – хранятся у воспитателей и специалистов Детского сада. Обновляется по мере необходимости. 6.2. Результаты общей диагностики усвоения детьми программных требований, уровня развития детей заносятся в сводную таблицу и хранятся у заместителя заведующего по ВМР. 6.3. Карты развития воспитанников Детского сада по результатам мониторинга и хранятся в группе. 6.4. Порядок хранения в архивах информации о результатах на бумажных и (или) электронных носителях регламентируется следующими документами: - законом от 27.07 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; - законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». 6.5. Детский сад обязан обеспечить хранение сводных листов мониторинга по возрастным группам на бумажных носителях до 5 лет. 7. Заключительные положения. 7.1. Настоящий Порядок (регламент) сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон является локальным нормативным актом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий Порядок, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7.3. Данный Порядок принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Порядка/Регламента. 7.4. После принятия Порядка (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 1. 2. 3. 4. Приложение № 1. Анкета для родителей (при поступлении ребенка в ДОО) Уважаемые родители! Ваш ребенок поступает в детский сад. Для организации эффективной работы с ним предлагаем ответить на вопросы анкеты об особенностяхразвития вашего ребенка. Ф.И.О. ребёнка Дата рождения ребенка Относится ли Ваш ребенок к категории «дети-инвалиды?» да/нет Если на предыдущий вопросы Вы ответили «да», укажите условия, необходимые для Вашего ребенка (указанные в СИПР) 5. Относится ли Ваш ребенка к категории «дети с ОВЗ»? да/нет 6. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите дату заключения ПМПК и наименование адаптированной образовательной программы, рекомендованной Вашему ребенку 7. Есть ли у Вашего ребенка пищевая аллергия? да/нет 8. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите продукты, являющиеся аллергенами для Вашего ребенка 9. Посещал ли Ваш ребенок ранее другую дошкольную образовательную организацию (частную или муниципальную)? да/нет 10. Находился ли Ваш ребенок в контакте с инфекцией в течение последних 21 дней? 11. Какие заболевания перенес Ваш ребенок? Приложение № 2. - Примерные вопросы для составления анкеты для родителей о развитииребенка Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям? Как засыпает? Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты максимально (используются ребенком свободно)? Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты неустойчиво (ребенок нуждается в помощи взрослого)? Какие навыки самообслуживания у ребенка находятся на начальной стадии развития? Какие навыки самообслуживания у ребенка отсутствуют? Умеет ли ребенок играть сам? С желанием ли играет с другими детьми? Делится ли своими игрушками? Каковы любимые занятие дома? С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании? Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки, навязчивые движения? Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? Проявляет ли интерес к действиям взрослых? Легко ли идет на контакт со взрослыми? Легко ли идет на контакт с детьми? Усидчив, внимателен, активен ли Ваш ребенок? Есть ли опыт разлуки с близкими? Есть ли эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых? Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям? (повышенную подвижность; стеснительность; обидчивость; упрямство; двуязычие; другое…).