Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» (Детский сад № 41) ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 5 от 16 декабря 2021 г. УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего Детским садом № 41 «19» января 2022 г. №6-од Положение о службе медиации (примирения) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида » 1. Общие положения 1.1. Служба медиации является структурным подразделением муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41» (далее – Учреждение), которое объединяет воспитанников, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении. 1.2. Служба является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. 1.3. Служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия. 1.4. Допускается создание службы медиации только из педагогов и/или специалистов Учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты социальной и психологической службы (организации), работающей во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана дошкольная служба медиации. 2. Цель, задачи службы медиации 2.1. Целями службы медиации является: оперативное реагирование на конфликты внутри Учреждения между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества и ориентирована на процесс коммуникации. 2.2. Задачами службы медиации являются: - проведение примирительных программ для участников конфликтов внутри учреждения, результатом - которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации; - обучение воспитанников и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности; - организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии примирительных и доверительных отношений. 3. Принципы деятельности службы медиации 3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах: - Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие дошкольников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта. - Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации не разглашать полученные в ходе программ сведения. - Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба медиации не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. 4. Порядок формирования службы медиации 4.1. В состав службы медиации могут входить педагоги и специалисты дошкольного учреждения. 4.2. Руководителем (куратором) службы является педагог-психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом заведующего образовательного учреждения. 5. Порядок работы службы медиации 5.1. Служба медиации может получать информацию, заялвения о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, администрации дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников, членов службы и должна рассмотреть их в течение 30 календарных дней. 5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. Программы примирения добровольны и бесплатны. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения. 5.3. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. При несогласии сторон им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. 5.4. В конфликтных ситуациях переговоры с родителями (законными представителями) и должностными лицами проводит служба медиации. 5.5. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае. 5.6. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении. 5.7. При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации Учреждения. 5.8. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении. 5.10. Деятельность службы медиации фиксируется в журнале «Обращения граждан», который является внутренним документом службы. 5.11. Служба медиации рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы. 5.12. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам. 6. Организация деятельности службы медиации 6.1. Служба медиации осуществляет свою деятельность ежегодно с 1 сентября по 31 мая. 6.2. Администрация Учреждения оказывает службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди всех участников образовательных отношений. 6.3. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон. 6.4. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в Учреждении. 7. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения. 7.2. Изменения в настоящее Положение вносятся заведующим дошкольным учреждением и педагогическим советом дошкольного учреждения. Приложение № 1 Порядок работы службы медиации (примирения) 1. Обращение (устное и/или письменное) 3. Регистрация в «Журнале обращений» 4. Определение статуса возникшей ситуации 5. Регистрация в «Журнале регистрации конфликтных ситуаций» 6. Проведение программы примирения (воспитанник-педагог, педагог-родитель, воспитанник-группа и др.) 7. Подписание (или устное) соглашение 8. Отслеживание исполнения договора сторон конфликта 9. Руководитель: анализирует информацию и исполненные программы Приложение № 2 Процесс медиации В структуре процесса медиации можно выделить 5 основных этапов его реализации: 1. Подготовительный этап. 2. Предварительные встречи. 3. Примирительная встреча. 4. Выполнение примирительного договора. 5. Профилактический этап. 1. Подготовительный этап Целью данного этапа является сбор первичной информации и анализ актуальной конфликтной ситуации. Задачи: - получение информации о конфликте, оценка конфликта с точки зрения эффективности применения к нему посредничества; - получение представления о содержании произошедшего конфликта со слов его участников, - получение согласия на проведение медиации. Критерии готовности участников к переходу на следующий этап • признание участниками случившегося; • признание негативных последствий, которые несет конфликт; • желание обсудить, существующую проблему с другими участниками. 2. Предварительные встречи Целью данного этапа является подготовка к проведению примирительной встречи. Задачи: - установление доверительных отношений со сторонами конфликта; - принятие переживаний участников ситуации; - обсуждение предложений по разрешению ситуации; - подготовка сторон ее к участию в примирительной встрече (информирование о вопросах, которые будут обсуждаться на примирительной встрече, о правилах поведения). Основным методом работы медиатора является беседа, в процессе которой он устанавливает доверительные отношения с конфликтующими сторонами. Работа ведется по следующей схеме: - ведущий, используя метод активного слушания, проясняет для себя версии конфликтующих сторон о произошедшем, затем выясняет причины совершенных действий; - ведущий побуждает конфликтующие стороны самостоятельно найти правомерные и ненасильственные пути выхода из конфликта. Критерии готовности участников к переходу на следующий этап - признание своей ответственности; искреннее желание совершить какие-либо действия для изменения ситуации; - уверенность каждого в своей готовности встретиться «лицом к лицу» с противоположной стороной для обсуждения конкретных действий по выходу из сложившейся ситуации. Ожидаемый положительный результат - согласие участников конфликта на принятие участия в примирительной встрече. 3. Примирительная встреча. Целью данного этапа является организация и проведение примирительной встречи, создание условий для заключения примирительного соглашения между сторонами конфликта. Задачи: - организация диалога сторон, направленного на восстановление картины и последствий ситуации; - составление примирительного соглашения сторон, учитывающего согласованные решения сторон и механизм его выполнения. Примирительная встреча должна проходить на нейтральной территории, на нее приходят только те люди, которых желают видеть участники конфликта, чаще всего это родители. Правила поведения на встрече предполагают соблюдение дисциплины, уважительное отношение участников друг к другу. Ход примирительной встречи Ведущий приветствует всех, пришедших на встречу, представляется и представляет всех участников встречи. Создает спокойную комфортную атмосферу, подчеркивает, что пришедшие собрались по своему желанию, и что участие в такой встрече - это важный шаг к достижению согласия. Просит участников быть открытыми и максимально честными. Напоминает, что все собрались для того, чтобы разобраться в произошедшем, постараться прийти к соглашению, исправить то, что возможно. Ведущий еще раз оглашает правила проведения примирительной встречи и свои обязанности. Правила проведения встречи - Короткий перерыв может попросить любая сторона в любой момент. - Нельзя перебивать говорящего. - Слушать и говорить следует с уважением друг к другу. - Стороны могут выдвинуть свои особые условия. - Обе стороны должны дать согласие по порядку проведения встречи. Обязанности ведущего - Беспристрастная работа на пользу обеих сторон. - Соблюдение конфиденциальности. - Ведущий не может предлагать решения, он может только помочь сторонам найти свои собственные решения. Далее ведущий просит стороны поочередно рассказать о том, что произошло, что они чувствовали в тот момент, и что чувствует теперь, что было утеряно в результате случившегося, и как это повлияло на их жизнь. Во время рассказа ведущий следит, чтобы рассказывающего не перебивали. Используя наводящие вопросы: «Что вы подумали, что почувствовали в тот момент?» ведущий должен убедиться, что творящий рассказал о своих переживаниях и о том эффекте, который имело на него случившееся. Ведущий кратко суммирует сказанное, обращает внимание на то, что стороны могут не соглашаться относительно конкретных фактов, и их задача примириться с произошедшим и начать искать выход из сложившейся ситуации. Уточняет, не хотят ли они что-то добавить к сказанному, прокомментировать, спросить о чем-то вторую сторону. Просит стороны поделиться своими мыслями о случившемся с учетом услышанного. Далее ведущий говорит о необходимости выработать пункты договора, просит стороны подумать, при каких условиях, по их мнению; - конфликт можно было бы считать разрешенным; - нанесенный вред можно было бы считать компенсированным; - обе стороны выиграли бы от заключения договора. После того, как условия согласованы, и участники пришли к обоюдному согласию, создается письменное соглашение, которое подписывается обеими сторонами. Для того, чтобы примирительное соглашение (договор) по результатам примирения было эффективным необходимо: - составить его абсолютно точным и конкретным языком, так, чтобы оно воспринималось однозначно обеими сторонами; - прописать только реалистичные, удовлетворяющие интересам обеих сторон действия; - сформулировать соглашение нейтрально, без оскорбления личного достоинства; - указать, каким образом будут разрешаться вопросы, которые могут возникнуть в будущем. Для примирительного процесса очень важно, чтобы соглашение об урегулировании давало процедурное, содержательное и психологическое удовлетворение. Высокая степень неудовлетворенности одного или нескольких участников ведет к продолжению конфликта после его формального завершения. Ожидаемый положительный результат - подписание примирительного соглашения. 4. Выполнение примирительного договора. Цель – создание условий, содействующих выполнению договора участниками конфликта. Задачи: - проверить выполнение договора; - организовать при необходимости дополнительную встречу; - провести анализ эффективности реализации программы примирения. Ожидаемый положительный результат – налаживание взаимодействия между участниками конфликтной ситуации. 5. Профилактический этап. Целью этапа является окончательное восстановление доброжелательных отношений между сторонами конфликта, профилактика возможных рецидивов, возобновления конфликта. Задача: организация психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения участников конфликтной ситуации; - проведение индивидуальной профилактической работы с детьми, имеющими выраженные конфликтогенные особенности; - реализация психолого-педагогических программ, направленных на групповое сплочение детских коллективов. Профилактический этап заканчивается, как только взаимоотношения сторон конфликта окончательно налаживаются. Итак, следует отметить, что разрешение конфликта представляет процесс, который включает анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование общенационального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности действий. Приложение № 3 Основные принципы восстановительной медиации Добровольность участия сторон Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации. Информированность сторон Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях. Нейтральность медиатора Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. Конфиденциальность процесса медиации Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены. Ответственность сторон и медиатора Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта. Заглаживание вреда обидчиком В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве. Самостоятельность служб медиации Служба самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации. Основные формы Служба медиации действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для во материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путем проведения программ примирения. Программы примирения добровольны и бесплатны. Метод медиации реализуется на практике в виде различных форм. В зависимости от содержания происшедшего выбор ведущих может остановиться на одной из существующих программ примирения: – программа восстановительной медиации (программа примирения); – программа «восстановительная конференция»; – программа «круг сообщества» («круг примирения»); – программа «семейная конференция». Приложение № 4 Примирительный договор 1. Имя, фамилия, отчество участников конфликта. ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Мы провели встречу, на которой обсудили следующую ситуацию ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ и договорились, что ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 3. Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы Примирения об их успешном завершении будет ________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 4. Встреча для аналитической беседы состоится (место, дата, время) ________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 5. Возмещение ущерба (требуется, не требуется; возможно, невозможно)_____________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Чтобы в дальнейшем подобное не повторилось, мы договорились сделать следующее ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 7. Мы понимаем, что копия данного договора может быть передана администрации и другим заинтересованным в решении лицам. Осаждавшееся на примирительной встрече, медиатор никому сообщать не будет. 8. Если это соглашение не будет выполнено, а у нас останутся проблемы, мы согласны вернуться на медиацию. Фамилии, имена и подписи участников встречи; дата _____________________________ _____________________________ _____________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ Приложение № 5 Технологии медиации: 1. Управление процессом коммуникации с помощью тщательной проработки повестки дня и регламента переговоров; разработка карты вопросов для каждого партнера, разъяснение партнерам техники постановки вопросов, использование карты вопросов на каждом этапе переговоров. С помощью профессионально заданных вопросов медиатор должен побуждать стороны к анализу конфликтной ситуации, помогать им отделить эмоции от существа дела, предложить переговорщикам шире взглянуть на возникшую проблему, постараться понять точку зрения партнера, объективно оценить свои претензии. Эффективны такие вопросы и предложения, заставляющие думать партнеров по переговорам: - Попробуйте рассмотреть вопрос с другой стороны. - Предположим, это так, но давайте взвесим все плюсы и минусы. - Как вы считаете, насколько реально выполнение ваших требований партнером? - Что, на ваш взгляд, может предложить в сложившейся ситуации ваш партнер? - Почему партнер так резко отреагировал на ваши слова? 2. Управление дискуссией на переговорах с помощью объяснения партнерам правил рационального ведения спора, преодоление непонимания и улучшение коммуникации благодаря отказу партнеров от методов нерациональной дискуссии. Медиатор объясняет партнерам, что при любых обстоятельствах договариваемся оставаться спокойными. Чтобы перенаправить конфликт в мирное русло, важно избегать ответной агрессии: не отвечать грубостью на грубость, поскольку это ведет к эскалации агрессии. Используется следующий прием: во время спора вначале согласиться с любым тезисом стороны("Допустим, это так...") и лишь затем оспорить его ("...но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны..."). Медиатор должен убедить обе стороны выслушать друг друга спокойно. Для того чтобы остудить эмоции, важно периодически уточнять позиции сторон, задавая вопросы, при этом необходимо отказаться от эмоциональных оценок. Каким бы ни был исход дискуссии, медиатору важно завершить ее достойно. Подводя итоги дебатов во время переговоров, он должен обязательно озвучить, по каким пунктам партнерам удалось достигнуть соглашения. 3. Выявление в позициях сторон логических ошибок в аргументации, во время индивидуальных встреч (кокусов) - разъяснение каждому из партнеров их ошибок в доказательствах и помощь в их исправлении с использованием основных правил теории аргументации. Медиатор помогает переговорщикам разыскать необходимую информацию по существу вопроса, если сведения, которыми располагают стороны, неполны или неверны, допускают различные толкования. Например, он может дать сторонам совет прочесть формулировку необходимого юридического документа. Однако медиатор не вправе сам интерпретировать этот документ, он может лишь рекомендовать в случае недопонимания обратиться к юристу. 4. Психологическая поддержка медиатором любых позитивных действий каждой из сторон, что достигается с помощью фиксации внимания на моментах единства и согласия; психологическое воодушевление партнеров на позитивные результаты, содействие тому, чтобы обе стороны совместно торжественно отметили любые позитивные результаты переговоров. 5. Использование технологий сближения позиции сторон: перефразирование посредником аргументов сторон с целью их сближения, подведение промежуточных итогов каждой встречи с целью поисков элементов согласия, постепенное объединение частных соглашений в более общие, предложение обобщающих формулировок, уточнение достигнутых соглашений. Медиатор использует техники активного слушания и перефразирования, что помогает прояснить спорные моменты и уточнить детали. Вовремя кокуса медиатор должен перефразировать все рассказанное ему и дать возможность участнику конфликта услышать свой собственный рассказ из уст посредника, попутно сглаживая все острые моменты, некорректные замечания и эмоциональные оценки. Другими словами, медиатор выполняет функцию своеобразного переводчика с эмоционального языка на рациональный, отслеживая при этом, чтобы смысл сказанного стороны понимали одинаково.