Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» (Детский сад № 41) РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Детского сада № 41 Протокол № 3 от 26.07.2022 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего Детским садом № 41 № 48-од от 20.06.2022 г. МНЕНИЕ УЧТЕНО: Советом родителей Детского сада № 41 Протокол № 3 от 27.07.2022 г. Положение об адаптационном периоде воспитанников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 41 комбинированного вида» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение об адаптационном периоде воспитанников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 41 комбинированного вида» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273- ФЗ, приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", другими законодательными актами Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155). 1.2. Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 41 комбинированного вида» (далее – детский сад). 1.3. Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям социальной среды детского сада. 1.4. Задачи адаптационного периода: построение конструктивного сотрудничества между воспитанниками, родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами; соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду; создание эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе; осуществление индивидуального подхода к воспитанникам. 1.5. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Схема адаптации ребенка к условиям детского сада. 2.1. Первичный прием детей в детский сад осуществляют заведующий, медицинский работник, воспитатели группы, педагог-психолог. При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка. 2.2. Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по следующей схеме: - первый, второй день пребывания – 2-3 часа в день (в зависимости от степени тяжести процесса адаптации данная схема может быть продлена); - третий-пятый день – ребенок находится в детском саду до дневного сна; - со второй недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника; - далее ребенка оставляют в детском саду на полный день. 2.3. Данная схема корректируется воспитателем и педагогом-психологом в зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая увеличивает длительность протекания адаптации. 2.4. Приём воспитанников в группу во время адаптационного периода осуществляется с интервалом в два дня. 3. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период. 3.1. Собрание родителей (законных представителей) вновь поступающих воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании заведующий детским садом, педагогические работники знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной группе. 3.2. Воспитатель фиксирует наблюдения за поведением каждого воспитанника в листе адаптации (Приложение 1), проводит анализ течения адаптации совместно с педагогомпсихологом и медицинским работником (Приложение 2). 3.3. Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу в группе, сохраняя привычные для ребенка способы кормления (докармливания), укладывания спать, игры с игрушками. 3.4. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку присмотр и уход: - тепловой комфорт; - питьевой режим; - оптимальную двигательную активность; - контроль состояния носоглотки; - эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании). 3.5. Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме: «Особенности адаптационного периода». 4. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период. 4.1. Педагог-психолог осуществляет диагностику возможных уровней адаптации ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации. 4.2. Педагог-психолог проводит беседы, консультации для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей адаптации. 4.3. Педагог-психолог координирует деятельность воспитателей и родителей (законных представителей) в адаптационный период. 4.4. Совместно с воспитателем, медицинским работником, определяет окончание процесса адаптации у каждого воспитанника. 5. Обязанности родителей (законных представителей) воспитанников в адаптационный период. 5.1. Родители (законные представители) воспитанников соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму дня детского сада. 5.2. В период адаптации родители (законные представители) воспитанников соблюдают схему посещения ребенком детского сада, не допуская пропусков без уважительных причин. 5.3. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания воспитанникам образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным при приеме между детским садом и родителями (законными представителями) воспитанника. Приложение 1 Лист адаптации Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________________ Дата рождения___________________________________Возраст________________________ Дата поступления в дошкольное учреждение_____________________ Дни наблюдения ( дата) Вывод: Эмоциональное состояние ребёнка, Социаль ные контак ты ребёнка Сон ребёнка Аппетит ребёнка Индивид особенности ребёнка Назначения врача Приложение 2 Адаптация. Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации 1. Эмоциональное состояние ребёнка +3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен. +2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен. +1 Иногда задумчив, замкнут, иногда улыбается. -1 Лёгкая плаксивость, хныканье, но быстро успокаивается. -2 Плачет за компанию; плач приступообразный, плачет длительно. -3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение. 2. Социальные контакты ребёнка +3 Охотно играет с детьми и общается со взрослыми. +2 Хорошо общается со взрослыми, но неохотно играет с детьми. Больше время наблюдает за ними. +1 Безразличен к играм детей, но хорошо идет на контакт со взрослыми.. -1 Невесел, плохо контактирует со взрослыми и детьми.. -2 Проявляет тревогу, не находит себе занятия. С нежеланием общается со взрослым. -3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть. 3. Сон ребёнка +3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро. +2 Засыпает с хныканьем, но спит долго, спокойно. +1 Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго. -1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне. -2 Засыпает с плачем, спит тревожно, сон короткий тревожный. -3 Отсутствие сна, плач. 4. Аппетит ребёнка +3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием. +2 Нормальный аппетит, ест до насыщения. +1 Аппетит выборочный, но насыщенный. -1 Отвергает некоторые блюда, капризничает. -2 Приходится следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно. -3 Отвращение к еде, кормление мучительно. до 5 дн.-1 нед. Поведенческие реакции (П) +12… +8 до 15дн.-3 нед. 7… Усложненная до 25 дн.-5 дн. -1… -7 Дезадаптация более 5 дн. -8… -12 Адаптация Лёгкая Средняя Сроки (А) 0 Первые признаки того, что ребёнок адаптировался: - хороший аппетит, - спокойный сон, - охотное общение с другими детьми, - адекватная реакция на любое предложение воспитателя, - нормальное эмоциональное состояние. Поведенческие реакции (П) А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний. А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный. А-3 и П-4 А-4 и П- 4 дезадаптация