Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» (Детский сад № 41) РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Детского сада № 41 Протокол № 3 от 26.07.2022 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего Детским садом № 41 № 48-од от 20.06.2022 г. МНЕНИЕ УЧТЕНО: Советом родителей Детского сада № 41 Протокол № 3 от 27.07.2022 г. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет основу деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» (далее – Детский сад № 41). 1.2. Деятельность Службы психолого- педагогического сопровождения позволяет: - осуществлять комплексное сопровождение пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения всестороннего эффективного развития, социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей в условиях образовательного процесса; - оказывать содействие в разработке и реализации программ развития дошкольного образовательного учреждения с учетом создания более благоприятных условий для развития и воспитания детей; - создавать индивидуальные программы сопровождения, направленные на преодоление психологопедагогических и медико-социальных проблем воспитанников. 1.3. Служба сопровождения создается и предназначена для осуществления процесса психологопедагогического и медико-социального сопровождения воспитанников, педагогов и родителей Детского сада № 41. В службу входят специалисты разного профиля: - педагоги-психологи; - учителя-логопеды; - учителя-дефектологи; - тьютор. 1.4. Руководство Службой сопровождения осуществляет педагог-психолог. Все специалисты службы осуществляют совместную деятельность по сопровождению в соответствии с должностными инструкциями, функции всех специалистов четко определены. К деятельности службы могут привлекаться воспитатели, представители Совета родителей, представители общественных объединений и другие заинтересованные лица. 1.5. В своей деятельности Служба сопровождения руководствуется международными актами в области защиты прав детей: Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией ООН о правах инвалидов, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Законами РФ "Об образовании в Российской Федерации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ, Управления образования г. Каменска-Уральского, настоящим Положением, Уставом Детского сада № 41 1.6. Основными принципами работы Службы психолого-педагогического сопровождения являются: - приоритет интересов ребенка; - непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения; - рекомендательный характер оказания помощи и услуг; - работа по методу междисциплинарной команды; - соблюдения конфиденциальности полученной информации (использование ее в рамках действующего законодательства). II. Цели и задачи Службы психолого-педагогического сопровождения. 2.1. Цель деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) Детского сада № 41 заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка. При этом объектом сопровождения является образовательный и воспитательный процесс, предмет сопровождения - ситуация развития ребенка. 2.2. Задачи Службы психолого-педагогического сопровождения: - защита прав и интересов личности воспитанников, обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психологопедагогических и медико-социальных проблем; - квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, испытывающих какие-либо затруднения и требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем развития и обучения; - содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация индивидуальных программ преодоления трудностей в освоении образовательных программ, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями; -участие специалистов сопровождения в разработке индивидуальных образовательных программ, адекватных возможностям и способностям воспитанников; - развитие психолого-педагогической и медико-социальной компетентности всех участников образовательного процесса - воспитанников, педагогов, родителей; - содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социальнопсихологического климата образовательного учреждения; - психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам в организации воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, требующими особого внимания педагогов и специалистов; - консультативно-просветительская работа среди педагогических работников, родителей; - профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников, педагогов и родителей; - участие специалистов сопровождения в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно- методических пособий и иных средств обучения. III. Организация деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения 3.1. Состав специалистов Службы сопровождения определяется целями и задачами Детского сада № 41. Специалисты Службы организуют свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в пункте 1.6. данного Положения, согласно своим должностным инструкциям. Основными направлениями деятельности руководителя Службы сопровождения являются: организация анализа, перспективного и текущего планирования деятельности Службы сопровождения; - обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к содержанию и результатам комплексного сопровождения участников образовательного процесса. Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции: - координирует работу специалистов Службы сопровождения по выполнению годового, текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ, организует и совершенствует методическое обеспечение процесса сопровождения; - снабжает специалистов Службы сопровождения необходимой информацией по вопросам нормативно-правового обеспечения, повышения квалификации; - организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса; - осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи; - проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов деятельности специалистов Службы сопровождения; - вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса; - в конце учебного года представляет отчет о работе Службы психолого – педагогического сопровождения заведующему Детским садом № 41. Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждого образовательного направления, с обязательным психологическим сопровождением. Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Проводится: • Обследование детей первой, второй младшей группы (3-4 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. • Диагностика воспитанников средней (4-5 лет) и старшей группы (5-6 лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах. • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы (6-7 лет). Дополнительно: по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательнообразовательного процесса. Психопрофилактика. Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки . В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. Для этого предусмотрено: Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: - групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. Дополнительно: • Отслеживание динамики социально-личностного развития детей. • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. • Участие в экспертной оценке проектируемой развивающей предметно-пространственной среды. Коррекционная и развивающая работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка. В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Обязательно: • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение. • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года). • Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения. Психологическое консультирование. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога- психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса. Обязательно: • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. • Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Работа с детьми. • Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка). • Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению. • Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей. • Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду. • Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка. • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут). С педагогами. • Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ). • Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская - работа с воспитателями, педагогами ДОУ. • Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года). • Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций. • Индивидуальное консультирование по запросам в области воспитания и развития детей С родителями. • Социологическое анкетирование родителей (в течение года). • Индивидуальное консультирование родителей. • Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу). • Просветительская работа среди родителей. • Организация и проведение родительских собраний, тренингов, семинаров, мастер-классов. Педагог- психолог ведёт следующую документацию: (приложение 1) -Индивидуальную карту учёта динамики развития ребенка (приложение 1.1) -Аналитическую справку по результатам коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ за учебный год (приложение 1.2) - Информационно-аналитическую справку по результатам коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога Детского сада № 41 за учебный год (приложение 1.3) Цель деятельности учителя-логопеда: раннее выявление и преодоление недостатков в развитии устной речи детей дошкольного возраста. 2. Задачи: - осуществление диагностики речевого развития детей; - определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей детей; - распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия. 3. Направления деятельности: - диагностическое (осуществление мониторинга коррекционного процесса); - коррекционно - развивающее (создание условий для эффективной коррекции и компенсации недостатков устной речи детей дошкольного возраста, посещающих группы общеразвивающей направленности с учётом их ведущего вида деятельности); - информационно-методическое: а) составление проектов индивидуальных маршрутов коррекции и компенсации речевых нарушений разной степени тяжести, различной обусловленности; б) оказание консультативной помощи педагогам и родителям; в) организация взаимодействия с психолого-медико-педагогической комиссией и всех субъектов коррекционно-развивающего процесса; г) организация и систематизация методического фонда логопедического кабинета в соответствии с требованиями к его оснащению (приложение 2.2); д) сбор и анализ информации о деятельности учителя-логопеда (приложение 2.3). Организация логопедической работы 1) Комплектование осуществляется детьми, посещающими группы общеразвивающей направленности на основании заключений при наличии диагнозов: - ФН (фонематическое недоразвитие речи); - ФНР (фонетическое недоразвитие речи); - ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи); - ОНР (общее недоразвитие речи) 1, 2, 3 уровней у детей с различной кли- нической обусловленностью: дислалией, дизартрией, ринолалией, алалией, афазией; - заикание. 2) При зачислении ребёнка в с его родителями (законными представителями) заключается соответствующий договор, либо вносятся изменения и (или) дополнения в существующий, на срок, установленный настоящим Положением. 3) При соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного входа, справки о здоровье ребёнка) возможно оказание логопедической помощи детям, не посещающим ДОУ, но проживающим в данном микрорайоне в рамках работы консультационного пункта. 4) Обследование детей осуществляется с 15 по 30 мая и с 1 по 15 сентября, а также в течение года по необходимости. 5) Данные об обследованных детях вносятся учителем-логопедом в журнал регистрации и движения детей (приложение 2.5) с целью последующего распределения дошкольников по группам в зависимости от структуры речевого дефекта. 6) На каждого ребенка заполняется речевая карта (приложение 2.6). 7) Преимуществом пользуются дети, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению образовательных программ дошкольного образования или вызывают появление вторичных нарушений социального характера а также дети, посещающие подготовительную к школе группу. 8) Основными формами организации логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия, периодичность и продолжительность которых зависит от режима работы детского сада, от психофизических и возрастных особенностей ребёнка, а также от структуры и степени тяжести речевого нарушения (от 10 до 30 минут не менее 2-3 раз в неделю с каждым ребёнком); для детей раннего и младшего дошкольного возраста коррекция речевого развития осуществляется в форме консультативной помощи учителя-логопеда педагогам и родителям (законным представителям). 9) Группы комплектуются детьми с однородными нарушениями речи: - с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 3 – 5 человек; - с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР, ФНР, ФН) – до 5– 6 чел.; - с заиканием – до 5 – 6 человек; 10) Сроки коррекции недостатков в развитии устной речи: - ОНР – 2-3 года в зависимости от возраста и уровня речевого развития; - ФФНР – 1 год; - ФНР, ФН – 0,5 года; - заикание – 1-2 года; в случаях отсутствия положительной динамики родителям ребёнка (законным представителям) даётся рекомендация обратиться в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами – специалистами и (или) в психолого – медико - педагогическую комиссию для уточнения диагноза. 11) Периодичность занятий: - с группой детей, имеющих ОНР различной клинической обусловленности, проводятся не менее 3-х раз в неделю; - с группой детей, имеющих ФФНР, ФНР и ФН - не менее 2-х раз в неделю; с группой заикающихся детей – не менее 3-х раз в неделю. 12) Темы подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, а также учёт посещаемости отражаются в журнале учёта логопедических занятий (приложение 2.7). 13) Выпуск детей осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. 14) При выпуске детей речевые карты предоставляются родителям (законным представителям); копии речевых карт хранятся в детском саду; 15) Распределение рабочего времени учителя- логопеда осуществляется следующим образом: - 75% - работа с детьми, - 15% - консультативно-методическая деятельность, - 10% - работа с документацией; 16) Для работы учителя-логопеда выделяется отдельный кабинет, соответствующий санитарноэпидемиологическим требованиям; или во многофункциональном кабинете выделяется специально оборудование место и составляется график работы, не пересекающийся с другими педагогами данного кабинета. 17) Учитель – логопед ведёт следующую документацию: (приложение 2.2) - журнал регистрации и движения детей (приложение 2.5); - журнал обследования речи детей (приложение 2.12); - речевые карты (приложение 2.6); - журнал учёта проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий (приложение 2.7); - годовой план деятельности учителя-логопеда; - календарно-тематические планы занятий с детьми; - индивидуальные рабочие тетради детей (приложение2. 8); - диагностическая карта динамического наблюдения речевого развития детей (приложение 2.9); - расписание занятий с детьми (подгрупповых и индивидуальных); - циклограмма использования рабочего времени учителя-логопеда; - аналитическая информация по результатам деятельности учителя-логопеда (приложение2. 3); - паспорт кабинета учителя - логопеда (приложение 2.10); - тетради взаимодействия учителя-логопеда с родителями и с педагогами МБДОУ (приложение 2.11). 3.2. Решение о сопровождении ребенка и его семьи принимается совместно всеми специалистами Службы сопровождения на психолого-медико-педагогическом консилиуме (далее – ПМПк) Детского сада № 41. 3.3. Специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения оказывается учреждениями, осуществляющими углубленную диагностическую и коррекционную помощь детям, имеющим проблемы в состоянии здоровья, обучении, развитии и воспитании: территориальными и областным центрами психолого-медико-социального сопровождения. 3.4. Служба сопровождения работает в тесном контакте с учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и развитии детей и подростков. IV. Основные направления деятельности Службы сопровождения К основным направлениям деятельности Службы сопровождения относятся: - психосоциальная диагностика — проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей ребенка, его потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социального риска; - психокоррекционно-развивающая работа — совместная деятельность педагога-психолога, учителя-логопеда, врача (детского психотерапевта, психиатра, невролога) по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания; организация и проведение социальнопсихологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных знаний, умений и способностей участников образовательного процесса; - психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развития интеллекта; - социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам личностного развития, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; помощь родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов, других работников образовательных учреждений, органов опеки и попечительства, Управления внутренних дел, учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних и др. в вопросах развития, воспитания и обучения несовершеннолетних; - социально-педагогическая и психологическая профилактика возможных неблагополучии в детской среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации детей, фактов девиантного поведения; разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни; - организационно-методическая деятельность - проведение организационно-методической и научнометодической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания исоциализации; - участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; - формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению; - выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье. V. Документация Службы психолого – педагогического сопровождения (приложение 3) 5.1. Документация единая для всех специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения (документы заполняются совместно и находятся в кабинете руководителя Службы). 5.1.1. Паспорт контингента воспитанников, нуждающихся в психолого - педагогическом сопровождении, который составляется специалистами Детского сада № 41 на основе данных возрастных групп. (Приложение № 3.1) 5.1.2. Перспективный годовой план работы Службы психолого – педагогического сопровождения оформляется как приложение к годовому плану, утвержденный заведующим Детским садом № 41. (Приложение № 3.2) 5.1.3. Индивидуальные программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников (не подлежат огласке за пределами Службы). (Приложение № 3.3) 5.1.4. Список детей, нуждающихся в сопровождении. (Приложение № 3.4) 5.1.5. Годовой анализ работы Службы сопровождения. (Приложение № 3.5) 5.1.6. План-график тематических групповых консультаций и консультаций для отдельных категорий родителей. (Приложение № 3.6) 5.1.7. Документы психолого-медико-педагогического консилиума (см. Положение о психологомедико-педагогическом консилиуме). 5.2. Положение о службе псхолого-педагогического сопровождения и другая нормативно-правовая документация по деятельности Службы сопровождения находятся у руководителя Службы сопровождения.( см. Положение) 5.3. Все документы Службы сопровождения Детского сада № 41 подписываются заведующим Детским садом, руководителем Службы сопровождения ДОУ, специалистами, входящими в состав Службы сопровождения, утвержденной на каждый учебный год, хранятся в ДОУ в течение5 лет. VI. Ответственность специалистов Службы сопровождения 6.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы несут ответственность за: - неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Детского сада № 41, законных распоряжений руководителя Службы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей; - жизнь и здоровье детей во время проведения занятий, различных мероприятий; - необоснованное вынесение заключения по обследованию ребенка в рамках своей компетенции, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего; соблюдение прав и свобод личности ребенка; - конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведений; - ведение документации и ее сохранность; - соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности; - сохранность рабочего места, материальных ценностей, взятых под расписку у материально ответственного лица. 6.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка специалист Службы может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». VII. Заключительные положения 7.1. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения его приказом Заведующим Детским садом № 41 7.2. Настоящее Положение является локальным актом, регламентирующим деятельность муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№41» Документация педагога- психолога (приложение 1) (приложение 1.1) Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка (приложение 1.2) Аналитическая справка по результатам коррекционно-развивающей деятельности с детьми ОВЗ за учебный год Всего: Кол-во детей Вид программы Дети ОВЗ за Вид дошкольной образовательной организации учебный год № Группа Фамилия, имя, отчество ребёнка Число, месяц, год рождения Число, месяц, год проведения комиссии. Рекомендации (приложение 1.3) Информационно-аналитическая справка по результатам коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога Детского сада № 41 за учебный год Цель исследования: Обследовано: _ ребенка, из них: Выявлено детей с проблемами в развитии: Сведения движения детей ребенка, из них: Классификация нарушений, в т.ч. Общение Эмоционально-волевая сфера гиперактревожагрессивтивность ность ность Познав-ное развитие ТНР ЗПР Итого Принято Выпущено Продолжают заниматься Выбыли Проблемы, возникшие в ходе работы: Документация учителя – логопеда (приложение 2) Приложение2.1 Диагноз Срок коррекции Нуждается детей 3-4 г. 4-5л. 5-6л. Всего 6-7-л. Из них, предварительно зачислены 3-4г. 4-5л. 5-6 л. Всего 6-7 л. ОНР 2-3 года Год коррекции ФФНР 1 год ФНР 0.5 года ФН 0.5 года Заикание 1- 2 года Всего Приложение 2.2 Оборудование кабинета учителя - логопеда (примерный перечень) 1. Настенное зеркало для логопедических занятий 70х100 1 2. Зеркала для индивидуальной работы 9х12 8-10 3. Логопедические зонды и шпатели индивид. 4. Умывальник взрослый 1 5. Шкафы для пособий 2-3 6. Стол канцелярский 1 7. Стулья 6-10 8. Детские столы 4 9. Песочные часы 1 10. Метроном 1 11. Магнитофон 1 12. Набор аудиокассет 13. Компьютер 1 14. Дидактические пособия 15. Настольные игры, игрушки При оборудовании логопедического кабинета необходимо соблюдать требования санитарноэпидемиологических правил и нормативов СП 2.4.3648 – 20: - естественное левостороннее освещение; - над зеркалом должен располагаться светильник на кронштейне; - около умывальника должен быть кафельный «фартук»; - мебель должна быть подобрана по росту детей и иметь соответствующую маркировку; и др. Приложение 2.3 Аналитическая справка по результатам деятельности учителя – логопеда ( по итогам учебного года) 1. Информационная справка. Всего обследовано детей: , из них раннего возраста: Всего выявлено детей с нарушениями речи: движении детей: Классификация речевых нарушений Принято на занятия Окончено оказание логопедической помощи ОНР ФФНР ФНР ФН (фонематич.) Заикание Всего детей 2. Аналитическая информация: _ , из них- раннего возраста Сведения Продолжают занятия о Выбыло из детского сада - проблемы в ходе работы; - динамика речевого развития детей (графики, диаграммы и т.п.) - приоритетные направления деятельности на следующий учебный год. Приложение 2.4 Информация о детях, ДОУ № в 20_ - 20_ уч.году диагнозы: Количество зачисленных детей Всего ОНР ФФНР ФНР ФН Заикание Предполагаемый срок коррекции Из них: до 3-х лет 3-4 лет 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Приложение 2.5 Список обучающихся , зачисленных на занятия для оказания логопедической помощи № Фамилия, имя Дата Возрастная Дата Заключение группа обследования учителя п/п обучающегося рождения логопеда Примечания Приложение 2.6 Журнал первичного обследования речи детей, посещающих Детский сад Группа. Фамилия, Дата Артикуляцио Фонематический имя ребёнка обследования нная Звукопроизношениеслух и восприятие моторика п/ п Слоговая структура Грамматический строй Связная речь Логопедическое заключение Примечание Приложение 2.7 Журнал регистрации и движения детей, нуждающихся в логопедической помощи п/п Фамилия, имя ребёнка Возраст Заключение ПМПК (если имеется) Отметка о зачислении ребёнка Сведения об окончании оказания для оказания логопедической помощи логопедической помощи ребёнку Логопедичес Дата кое. зачисления заключение Предполаг аемый срок занятий Дата выпуска Состояни е речи Куда выбыл Приме чание Приложение 2.8 Расписание занятий учителя – логопеда на 20 - 20 г. Ф.И.ребёнка Возрастная группа Форма занятия ( индивидуальное или групповое) День недели Время проведения занятия Приложение 2.9 РАССМОТРЕНО на заседании г. Педагогического совета от протокол № 1 УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего Детским садом № 41 от .20 г. № ЦИКЛОГРАММА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ учителя-логопеда Ф.И.О (1 ставка – 20 часов в неделю) – 20 учебный год на 20 Дни Недели Понедельник Итого Время работы Работа с детьми Работа с документацией Консультативнометодическая работа Вторник Итого Среда Итого Четверг Итого Пятница Итого ИТОГО ВСЕГО Примечание - 75% - работа с детьми, - 15% - консультативно-методическая деятельность, - 10% - работа с документацией; Приложение 2.10 Журнал учета проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий Приложение 2.11 Индивидуальная рабочая тетрадь воспитанника Содержит: 1. Схему структуры речевого дефекта у ребёнка. 2. Дата, тема, задачи. 3. Продукты практической деятельности ребёнка на занятии. Приложение 2.12 Речевая карта 1. Ф.И.О. ребёнка. 3. Дата рождения, возраст на момент обследования. 4. Домашний адрес. 5. Дата обследования. 6. Сведения о родителях: Мать: Отец: 7. Речевая среда. 8. Анамнез: - общий (беременность по счёту, характер протекания беременности, течение родов, вес, рост, перенесённые заболевания); - речевой (гуление, лепет, первые слова, фразы) 9. Заключения специалистов: психиатр, невропатолог, отоларинголог, офтальмолог, стоматолог. 10. Состояние общей моторики (двигательная память, переключаемость движений, произвольное отражение, статическая и динамическая координация движений и др.). 11. Состояние произвольной моторики пальцев рук ( статическая и динамическая координация движений, ведущая рука). 12. Артикуляционный аппарат: 1) строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздечка, маленький язычок, нёбо); 2) моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мягкого нёба); 3) состояние мимической мускулатуры (объём и качество движения мышц лба, глаз, шеи, мимических поз, характеристика символического праксиса). 13. Фонетическая сторона речи: 1) звукопроизношение (изолированно, в слогах, словах, связной речи): смешение звуков, отсутствие звуков, искажение звуков, замена звуков; 2) состоянии просодики (характеристика голоса, темпо-ритмической и мелодикоинтонационной сторон речи, речевого дыхания). 14. Слоговая структура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление звука). 15.Звуковой анализ и синтез 16. Фонематический слух. 17. Фонематическое восприятие. 18. Импрессивная сторона речи (понимание номинативной, предикативной и адъективной сторон речи, пространственных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм). 19. Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов различных частей речи, антонимов, синонимов). 20. Грамматический строй (составление предложений, словоизменение, словообразование, употребление грамматических форм). 21. Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательного, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из собственного опыта). 22. Состояние психических процессов (память, внимание, мышление и др.). 23. Заключение. 24. Рекомендации. 25. Индивидуальный маршрут коррекции (перспективный план работы с ребёнком с учётом его индивидуального психофизического развития и возможностей). 26. Мониторинг динамики коррекционного процесса (не реже 2-х раз в месяц). Катамнез. Приложение 2.12 Паспорт логопедического кабинета 1. Титульный лист: Логопед Ф.И.О. ДОУ № 2. Общие сведения о кабинете: Общая площадь Освещённость длина ширина Оборудование 3. Сведения о логопеде: Ф.И.О. Образование (что закончил, специальность, квалификация) Год окончания Работа в данном учреждении: стаж квалификационная категория общий стаж работы по специальности Работа над темой Работа по программе 4. Содержание направлений деятельности логопеда 5. Циклограмма деятельности логопеда 6. Список документации 7. Каталог программно - методической литературы 8. Перечень дидактических пособий и наглядного материала Приложение 2.13 Тетрадь взаимодействия с родителями и педагогами Дата Форма взаимодействия (консультации, родит.собрания, практикумы и т.д) Тема Категория участников (для кого) Ф.И.О. присутствующих Примечан. Документация Службы психолого – педагогического сопровождения(приложение 3) Приложение №3.1 ПАСПОРТ для выявления контингента дошкольников из групп "риска" в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 41 комбинированного вида» на 20 - 20 учебный год Примечание: в каждой категории отмечаются только те дети, которые нуждаются в специальном сопровождении №п/ п Количество Показатель Всего количество воспитанников в Детском саду 1. 2. Социальное сопровождение Малообеспеченных семей (оформление пособия на ребенка) Из неполных семей: вдовы и вдовцы; одинокие матери; развод родителей Из многодетных семей Находящихся под опекой и попечительством (официально и неофициально) Из двуязычных семей Из социально неблагополучных семей: с попустительским отношением (игнорированием) к воспитанию ребенка; с допуском методов психического и физического насилия над ребенком; алкоголизм, наркомания одного или обоих родителей; асоциальное поведение родителей; другие категории. Из семей с гиперопекой Из семей, в которых родители- инвалиды Медицинское или медико-валеологическое сопровождение Количество детей, состоящих на диспансерном учете Количество часто и длительно болеющих детей Количество детей - инвалидов Всего Нуждаются в сопровождении №п/ п Количество Показатель Всего Нуждаются в сопровождении Количество детей, по состоянию здоровья требующих сопровождения в образовательном процессе: нарушения опорно-двигательного аппарата; серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы; нефро-урологические заболевания; заболевания зрения; заболевания слуха; неврологические заболевания; эндокринные заболевания (в т.ч. сахарный диабет); эпилепсия, эписиндром; переболевшие гепатитом "А"; туберкулезные инфекции; ВИЧ инфицированные; другие заболевания Количество детей с пищевыми аллергиями, требующими индивидуального подхода в организации питания: пользуются полностью пищей домашнего приготовления; производится частичная замена продуктов пищей домашнего приготовления; 3. Психологическое сопровождение Количество детей групп риска: с выраженными симптомокомплексами личностного неблагополучия; с нарушением эмоционально-волевой сферы; с нарушениями общения. Количество детей с нарушением поведения: в т.ч. немотивированная агрессия; девиантное поведение. 4. Коррекционное сопровождение Логопедическое сопровождение Количество детей с нарушениями речевых средств: задержка речевого развития; дефекты звукопроизношения 5. 6. Сопровождение инновационного проекта Тема проекта Количество групп, участвующих в реализация проекта Количество воспитанников, находящихся в рамках сопровождения ДОУ: комплексного (задействованы все специалисты) психологического социального медицинского медико-валеологического коррекционного: логопедического Приложение №3.2 План работы службы психолого-педагогического сопровождения в Детском саду № 41 на 20 - 20 учебный год Цели: Задачи: Направление Организационная деятельность Диагностическая работа Содержание работы 1. Утверждение нормативно-правовой документации по работе Службы сопровождения на учебный год. 2. Подготовка необходимого диагностического и учебно-методического материала. 3. Планирование работы на год. 4.Составление циклограмм работы специалистов. 5. Подготовка необходимой документации. 6. Координация деятельности специалистов по сопровождению участников образовательного процесса. 7. Составление годового отчета о работе Службы сопровождения ДОУ за учебный год. 1. Работа с детьми: диагностика интеллектуального развития; диагностика речевого развития; диагностика физического развития и здоровья детей; мониторинг нервно-психического развития детей раннего возраста; диагностика готовности к школьному обучению; диагностика детскородительских отношений; изучение социального статуса ребенка в группе; диагностика личностных особенностей; диагностика адаптационного периода (для вновь поступивших детей); мониторинг выявление детей "групп риска" по неблагоприятному развитию личности. 2. Работа с родителями: диагностика стиля семейного воспитания; диагностика социального статуса семьи; диагностика психолого-педагогических потребностей родителей. 3. Работа с педагогами: диагностика психолого-педагогических знаний, умений, навыков; диагностика психологического климата в коллектив; диагностика коммуникативных способностей; диагностика характера стиля взаимоотношений педагогов с детьми. Срок выполнения Ответственный Разработка критериев (показателей) эффективности деятельности Службы сопровождения. 4. Направление Содержание работы Срок выполнения Ответственный Коррекционноразвивающая работа 1. Работа с детьми: разработка индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ; проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий специалистами Службы (по коррекции эмоционально-волевой сферы, по развитию интеллектуальных способностей; по коррекции характерологических особенностей и т.д.); сотрудничество со службами города в целях оказания помощи детям, по расширению диапазона возможностей при решении психологомедико-социальных задач. 2.Работа с родителями: повышение компетенции родителей по проблемам коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях ДОУ и семьи; индивидуальная работа специалистов по проблемам воспитания ребенка в семье, групповая работа с различными типами семей; групповая работа по проблемам коррекции нарушений и оздоровления детей; совместная работа родителей и детей. 3. Работа с педагогами: индивидуальная (групповая) работа с педагогами по проблемам работы с детьми; организация мероприятий по снятию психоэмоционального напряжения, обучение саморегуляции. Консультирование Консультирование, родителей, педагогов по результатам диагностики; Просвещение и профилактика Консультации специалистов, родителей по возникающим проблемам. Цикл бесед для родителей по темам (указать названия тем) – в т.ч. по ознакомлению с возрастными и индивидуальными особенностями детей; Цикл лекций для жителей микрорайона (указать темы лекций); Методическая работа Подготовка наглядной информации по актуальным проблемам разнообразных направлений сопровождения воспитанников. Повышение педагогической компетенции и квалификации специалистов: аттестация специалистов (сроки), курсы повышения квалификации (межкурсовая подготовка- участие в спецкурсах, проблемных семинарах по темам), самообразование или методические темы (указать название); тренинги, участие в работе городских конференций, семинаров, "круглых столов", заседаний МО и др. Приложение №3.3 Индивидуальная карта по психолого-педагогическому сопровождению воспитанника Фамилия, имя ребенка Дата рождения Дата поступления (перевода) в Детский сад Дата постановки на сопровождение Домашний адрес Социальный статус семьи и краткие сведения о родителях Группа здоровья, наблюдение у врачей-специалистов (в т.ч. "Д" учет по заболеваниям) Показания к постановке на ППМС сопровождение (краткое описание проблем, требующих сопровождения) Основные направления сопровождения ребенка (отмечается специалист, осуществляющий сопровождение): Медицинское Социальное Коррекционно-развивающее Комплексное (более 2- направлений сопровождения, решаемых совместно разными специалистами) Мероприятия, проводимые по обеспечению сопровождения воспитанника на учебный год на 20 - 20 на 20 - 20 на 20 - 20 на 20 - 20 на 20 - 20 1. Психолого-медико-педагогический консилиум (дата, № протокола, заключение, рекомендации) 2. Разработка индивидуальных программ сопровождения (специалист (ты), тема программ(ы), в т.ч. и комплексной) 3. Разработка индивидуальной программы оздоровления оздоровительных мероприятий, проводимых с ребенком) (или перечень комплекса 4. Заключение по итогам работы по сопровождению за отчетный учебный год: за 20 - 20 за 20 - 20 за 20 - 20 (н-р, снять с учета по психологическому сопровождению, лишение родительских прав, перевод в компенсирующую (оздоровительную) группу и др.) Заведующий Детским садом № 41 Руководитель Службы сопровождения Подписи специалистов Службы сопровождения: (с указанием должности) Приложение № 3.4 Список детей нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении В 20 - 20 учебном году №п/п Фамилия, имя ребенка Дата возрастна рождения я группа Основание для ПП сопровождения Дата постановки на ПП сопровожден ие Направление сопровождения (медицинское, психологическое, социальное, коррекционное, комплексное) Заведующий Детским садом № 41 Руководитель Службы сопровождения Подписи специалистов Службы сопровождения: (с указанием должности) Приложение №3.5 Стандартизованный алгоритм годового педагогического сопровождения ( СППС) анализа работы Службы психолого- 1. Данный отчет основывается на разработанных в каждом ДОУ показателях (критериях) эффективности работы Служб сопровождения: в т.ч.: оценке кадрового обеспечения деятельности Службы сопровождения; --//--//-- нормативно-правового обеспечения; --//--//--программно-методического обеспечения; --//--//-- материально-методического обеспечения; --//--//-- организационно-управленческого обеспечения; --//--//-- диагностического и контрольно-аналитического обеспечения; --//--//-- межведомственного сотрудничества; 2. Реализация основных целей работы Службы сопровождения, поставленных на отчетный учебный год: выполнение плана работы Службы сопровождения; за счет каких мероприятий удалось добиться поставленных целей; анализ основных проблем, препятствующих выполнению поставленных целей; 3. Эффективность ППМС сопровождения воспитанников МБДОУ: а/. количество воспитанников, находившихся на сопровождении специалистов, всего, в т.ч.: медицинском; психологическом; социальном; коррекционном; комплексном. б/. как отразилось сопровождение на состоянии здоровья и заболеваемости воспитанников; в/. эффективность адаптационных мероприятий, проводимых с детьми, поступившими в ДОУ; г/. результативность коррекционного сопровождения (количество детей с проблемами в здоровье и развитии, ушедших в компенсирующие (оздоровительные) группы, посещающих дополнительные занятия у профильных специалистов и других учреждениях, показавших хорошую динамику в развитии в условиях своего Детского сада и др.); д/. количество воспитанников, снятых с сопровождения Заведующий Детским садом № 41 Руководитель Службы сопровождения Подписи специалистов Службы сопровождения: (с указанием должности)