Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» (Детский сад № 41) РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Детского сада № 41 Протокол № 4 от 27.07.2022 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего Детским садом № 41 № 70-од от 01.09.2022 г. МНЕНИЕ УЧТЕНО: ПРОГРАММА профессионального развития педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» на 2022 – 2025 гг. Каменск-Уральский ГО 2022г. Содержание 1. Паспорт Программы 2. Актуальность 3. Цель, задачи программы 4. Условия реализации, принципы 5. Анализ кадровых условий 6. Основные направления, обеспечение реализации Программы 7. Механизмы реализации Программы 8. Система мероприятий 9. Ожидаемые результаты 10. Мониторинг выполнения программы 11. Литература 3 5 5 5 6 7 7 8 10 10 11 1 Паспорт «Программы развития педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 комбинированного вида» на 2022 – 2025 гг.» Наименование программы Разработчик программы Назначение программы Цель программы Задачи программы Сроки реализации программы Участники программы Ожидаемые результаты Программы профессионального развития педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» на 2022 – 2025 гг.» (далее - Программа) Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» (далее – Детский сад), заместитель заведующего по воспитательной и методической работе А.Н. Кузнецовой Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагогов и обеспечение условий для включения педагогов в творческий процесс Создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов - единомышленников, обеспечивающих престиж образовательного учреждения 1. Совершенствовать систему непрерывного профессионального развития педагогических кадров через использование активных форм методической работы (обучающие семинары, открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество). 2. Способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов для эффективного применения образовательных технологий. 3. Обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на их потребности и выявленные проблемы. 4. Совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и транслировать результаты собственной деятельности на высоком уровне в педагогическом сообществе. 5. Способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в целом. 2022-2025 гг. Педагогический коллектив 1. Создание современной, гибкой системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров Детского сада. 2. Устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов, повышение степени профессиональной удовлетворенности, развитие индивидуальности, творческой активности, мотивации труда. 3. Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней. 4. Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе; создание личных сайтов, страниц в интернете. 5. Накопление передового педагогического опыта, распространение 2 Механизм реализации Система организации контроля на разных уровнях. 6. Повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических кадров. Разработка: диагностических карт профессионального мастерства педагогов; анкетирования; индивидуального маршрута профессионального развития; рекомендаций по планированию, организации и проведению образовательной работы с детьми; конспектов (технологических карт) мероприятий, проектов, методических пособий; оформление портфолио педагога. Текущий контроль: заведующий и заместитель заведующего по ВМР 3 1. 2. 3. 4. 5. Актуальность Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие профессионально-подготовленных педагогических кадров. Введение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога предъявляет особые требования к системе развития кадрового потенциала в ДОУ. Профессиональная деятельность педагога требует постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетенции. Знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективность применяемых технологий и собственной педагогической деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Проблемы: неготовность педагогов к внедрению новых технологий; недостаточная активность в профессиональном развитии. Необходима систематическая работа с педагогами, направленная на повышение профессиональной компетентности, профессионального роста. «Программа профессионального развития педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 74» на 2022 – 2025 гг» (далее - Программа) направлена на удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий процесс. Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов – единомышленников, обеспечивающих престиж образовательного учреждения Задачи: Совершенствовать систему непрерывного профессионального развития педагогических кадров через использование активных форм методической работы (обучающие семинары, открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение процедуры аттестации, участие в конкурсах профессионального мастерства, наставничество). Способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов для эффективного применения образовательных технологий. Обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на их потребности и выявленные проблемы. Совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и транслировать результаты собственной деятельности на высоком уровне в педагогическом сообществе. Способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Сроки реализации Программы: 2022-2025 гг. Участники программы: педагоги Детского сада. Условия реализации: персональный подход к каждому педагогу. Важно выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей, профессиональных интересов, уровня квалификации; формирование внутренней и внешней мотивации. Каждый педагог должен понимать, зачем ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить признание, уважение среди коллег и родителей. Финансовые поощрения в виде наградного материала, возможность участия в городских конкурсах; создание комфортной, творческой, информационной среды; нахождение педагогов в квалифицированном сообществе опытных педагогов. Создание условий для общения в деловых профессиональных кругах. Изучение нового через практико-ориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение городских методических объединений, 4 1. 2. 3. 1. педагогических чтений, конференций, профессиональных конкурсов. Принципы: принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников; принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей при сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога и стандарта; принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия); принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в изменившейся ситуации); принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовка- практикасамообразование-профессиональное общение); принцип поддержки инициативы и творчества. Инициативность педагогов - необходимый источник саморазвития всей образовательной системы и профессионального роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие педагогического творчества; принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной деятельности педагогов. Организованный системный контроль стимулирует профессиональный рост педагога. Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими особенностями познавательной деятельности взрослых. Процесс методического сопровождения педагогов строится с учетом следующих требований: овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития; ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении; ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её совершенствования; проблемного построения содержания семинаров-практикумов, требующих от педагогов творческого синтеза мышления; использование таких форм и методов работы, которые носят исследовательский характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку. Анализ кадровых условий Качество образовательной работы зависит от профессиональной характеристики педагогов. Педагогический коллектив отличается стабильностью, постоянным развитием. Коллектив представляет собой сочетание опытных и начинающих педагогов, что позволяет сохранять и передавать традиции, способствует обмену опытом и увеличивать ресурс работоспособности. Основные направления программы: психологическая и методическая поддержка, непрерывность профессионального развития Обеспечение реализации Программы Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбуки, принтер, видеокамера, фотоаппарат. Медиатека: необходимый дидактический материал; учебно-методическая литература. Механизм реализации Программы: Диагностический этап: Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнение ООП ДО. Уровень профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации, аттестации. Проведение анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям воспитатель хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в профессиональной деятельности. Практический результат - разработка Индивидуального образовательного маршрута развития профессиональной компетенции педагога Детского сада. Практический этап. В процессе практической деятельности происходит совершенствование теоретических знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт, знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников; система дополнительного 5 образования предоставляет реальные возможности для совершенствования профессионализма личности и деятельности Практический результат - рекомендации по планированию, организации и проведению образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий. Разработка проектов, методических пособий. Аналитический этап. Основное содержание - объективная оценка уровня профессионализма, актуализация потенциальных способностей и активизация внутренних резервов. 6 Система мероприятий № п/п 1. 2. 3. Мероприятия Совершенствование и утверждение локальных актов учреждения, касающихся деятельности сотрудников (правила внутреннего распорядка, должностные инструкции, коллективный договор, положения) в соответствии с профессиональным стандартом. Разработка стратегии повышения привлекательности ДОУ для квалифицированных кадров: привлечение к работе молодых специалистов; комплекс мероприятий по стимулированию педагогического труда работников учреждения (создание условий для самореализации через профессиональные конкурсы, фестивали, стимулирование, обеспечение возможности дальнейшего обучения, повышение квалификации, прохождение аттестации на более высокую квалификацию); мероприятия по поддержанию кадров с большим стажем работы (мероприятия по профилактике профессионального выгорания, внедрение наставничества, обеспечение возможности транслировать передовой педагогический опыт). Представление и награждение лучших работников образования 4. Организация работы по повышению профессиональной компетентности сотрудников Детского сада 5. Создание перспективного плана повышения квалификации педагогов 6. Мероприятия по аттестации педагогических кадров: изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих процедуру аттестации педагогических и руководящих работников; профессиональная переподготовка по профилю деятельности «воспитатель»; систематизация банка передового педагогического опыта. 7. Совершенствование форм методического сопровождения, адаптации и становления молодых педагогов. Планируемый результат Нормативные документы Сроки Ответственный 2022-2025 Заведующий, заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив Укомплектованность кадрами 2022-2025 Заведующий, заместитель заведующего по ВМР Ежегодно по плану работы (в соответствии с достижениями, заслугами) Высококвалифицирова нный, стабильно работающий коллектив Повышение квалификации не мене 1 раза в 3 года Повышение квалификационной категории педагогов ежемесячно комиссия по распределению стимулирующих выплат ежегодно Заведующий, заместитель заведующего по ВМР ежегодно Заместитель заведующего по ВМР 2022-2025 Заместитель заведующего по ВМР, АК Детского сада Организация наставничества. 2022-2025 Заместитель заведующего по ВМР 7 8. Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей, сплочение коллектива, профессионального выгорания. 9. Развитие конкурсного движения 10. Участие педагогов в конференциях, мероприятиях профессионального сообщества педагогов города, семинарах. 11. Развитие системы традиций. Организация мероприятий: туристические походы, вечера отдыха 12. Совершенствование системы контроля 13. Овладение основами научного анализа собственного педагогического опыта 1 раз в квартал Обеспечить психологическую поддержку. Предотвратить «психологическое» выгорание педагогов. Рост числа педагогов, участвующих в конкурсном движении (повышение качества участия, деятельность на результат) Систематизация и обобщение наработанного педагогического опыта на разных уровнях Создание благоприятного психологического климата Формирование системы в соответствии с ООП ДО, Программой развития Формирование методической копилки с материалами различной тематики 2022-2025 Заместитель заведующего по ВМР, педагог-психолог 2022-2025 Заместитель заведующего по ВМР 2022-2025 Заместитель заведующего по ВМР 2022-2025 Трудовой коллектив, председатель ПК 2022-2025 Заместитель заведующего по ВМР 2022-2025 Заместитель заведующего по ВМР, педагогический коллектив 8 Ожидаемые результаты: Создание современной, гибкой системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров Детского сада. 2. Устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов, повышение степени профессиональной удовлетворенности, развитие индивидуальности, творческой активности, мотивации труда. 3. Увеличение доли педагогических работников, реализующих инновационные педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней. 4. Применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе; создание личных сайтов, страниц в интернете. 5. Накопление передового педагогического опыта, распространение на разных уровнях. 6. Повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации педагогических кадров. Мониторинг деятельности по реализации Программы Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей работников образования и самооценки педагогической деятельности. Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию, результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении квалификации. Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной квалификации. При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов выделено 3 критерия: 1. Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования. 2. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности. 3. Результативность образовательного процесса. 1. Индикатор Методы контроля Объект Периодичность Ответственный Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования Заместитель Использование Наблюдение за педагоги 1 раз в год (май) заведующего по современных педагогической ВМР образовательных деятельностью технологий. Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности Участие в Форма фиксации: педагоги в течение учебного Заместитель заведующего по творческой группе карта наблюдений года ВМР по проблемам дошкольного образования. Осуществление Анкетирование, педагоги в течение учебного Заместитель заведующего по самообразования тестирование, года ВМР самооценка, беседа Результативность образовательного процесса Заместитель Реализация ООП Мониторинг результаты 2 раза в год заведующего по ДО в полном реализации ООП усвоения ВМР, педагоги объеме ДО содержания ООП 9 Обобщение и презентация педагогического опыта Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей (законных представителей) 1. 2. 3. 4. Форма фиксации педагоги (карта наблюдений) в течение учебного года Заместитель заведующего по ВМР Анкетирование беседа 1 раз в год (май) Заведующий, заместитель заведующего по ВМР педагоги Список литературы: Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие/ ООО «Издательство» «АЙРИС – пресс», 2008. -192с. Демин В.А. Профессиональная компетентность: понятие, виды / В.А. Демин // Мониторинг образовательного процесса. – 2000. – № 4. – С. 35-39. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ /М.: ТЦ Сфера, 2005.-160с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ» Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 128с. 10