Положение об организации развивающей предметно-пространственной среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 41 комбинированного вида»
(Детский сад № 41)
РАССМОТРЕНО:
на заседании Педагогического совета
Детского сада № 41
Протокол № 4 от 27.07.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом заведующего
Детским садом № 41
№ 70-од от 01.09.2022 г.

МНЕНИЕ УЧТЕНО:
Советом родителей
Детского сада № 41
Протокол № 4 от 28.07.2022 г.

Положение
об организации развивающей предметно-пространственной среды
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 41 комбинированного вида»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства
образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказа
Минпросвещения РФ от 21.01.2019 № 31), Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи», Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала образовательного пространства (группы, участка,
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития).
1.3. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной общеобразовательной
программы - образовательной программы дошкольного образования муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного
вида» (далее – Учреждение).
2. Цель и задачи развивающей предметно-пространственной среды.
2.1. Цель - создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной
деятельности ребенка (игровой, двигательной, изобразительной, музыкальной, познавательноисследовательской и т.д.).
2.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения
и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
2.3. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает интеграцию
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников.
3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (группы, участка)
должна обеспечивать:
- реализацию основной общеобразовательной программы - образовательной программы
дошкольного образования;

- реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи;
- реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с задержкой психического развития;
- реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного
образования детей с интеллектуальными нарушениями;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс;
- учёт возрастных особенностей детей.
3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (группы) должна
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
3.3. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию основной общеобразовательной программы - образовательной программы
дошкольного образования Учреждения (далее – Программа).
3.4. Образовательное пространство Учреждения (группы, участка) должно быть
оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в
том числе, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии
со спецификой Программы).
3.5. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в группе и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и
водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
3.6. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с
разными материалами.
3.7. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации,
в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3.8. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом
употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской
игре).
3.9. Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),
а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
3.10. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех
помещений Учреждения, где осуществляется образовательный процесс;

- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные
виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
3.11. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их
использования.
4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
4.1. Учреждение самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том
числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы.
4.2. Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя гибкое
зонирование пространства, предполагает наличие различных уголков (секторов, центров и т.п.)
для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.
4.3. Примерный перечень центров для организации развивающей предметнопространственной среды:
- сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение,
освоение социальных ролей и профессий и пр.);
- познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие
речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
- самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов,
- художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка
детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
- двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного
материала, дидактические игры и пр.);
- экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные
лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
- отдыха (уединение, общение и пр.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».