Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 41 комбинированного вида» (Детский сад № 41) РАССМОТРЕНО: на заседании Педагогического совета Детского сада № 41 Протокол № 4 от 27.07.2022 г. УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего Детским садом № 41 № 70-од от 01.09.2022 г. МНЕНИЕ УЧТЕНО: Советом родителей Детского сада № 41 Протокол № 4 от 28.07.2022 г. Положение об организации развивающей предметно-пространственной среды муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 21.01.2019 № 31), Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала образовательного пространства (группы, участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития). 1.3. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41 комбинированного вида» (далее – Учреждение). 2. Цель и задачи развивающей предметно-пространственной среды. 2.1. Цель - создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности ребенка (игровой, двигательной, изобразительной, музыкальной, познавательноисследовательской и т.д.). 2.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.3. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 3.1. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (группы, участка) должна обеспечивать: - реализацию основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования; - реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи; - реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития; - реализацию адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей. 3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Учреждения (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 3.3. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования Учреждения (далее – Программа). 3.4. Образовательное пространство Учреждения (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). 3.5. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. 3.6. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 3.7. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3.8. Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 3.9. Вариативность среды предполагает: - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 3.10. Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Учреждения, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 3.11. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 4.1. Учреждение самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы. 4.2. Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя гибкое зонирование пространства, предполагает наличие различных уголков (секторов, центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. 4.3. Примерный перечень центров для организации развивающей предметнопространственной среды: - сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.); - познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.); - самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, - художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.); - двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.); - настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.); - экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.); - отдыха (уединение, общение и пр.).