Аутизм у детей

22.11.2018

Аутизм - расстройство, которое характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Возникает такая патология при нарушении развития головного мозга и начинает проявляться в возрасте до трёх лет.

Аутизм история.

Описание симптомов аутизма обнаруживается в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм».

Швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1910 году при описании симптомов шизофрении применил новый термин «autismus», означающего «ненормальное самолюбование». Эйген Блейлер намеревался подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость.» Современное значение термин «аутизм» обрёл в 1938 году. Ганс Аспергер из Венского университетского госпиталя в своей лекции по детской психологии использовал термин Блейлера «аутистичные психопаты». Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса, описывая в 1943 году поразительное сходство черт поведения 11 детей, употребил словосочетание «ранний детский аутизм

Заимствование Каннером слова «аутизм» из терминологии другого расстройства, внесло путаницу в описания на долгие десятилетия и привело к расплывчатому использованию понятий вроде «детская шизофрения». С середины 1960-х подтверждение пожизненного характера аутизма, его отличий от умственной отсталости, шизофрении, других расстройств развития укрепили понимание того, что аутизм представляет собой отдельный синдром. Была доказана также польза вовлечения родителей в программы активной терапии.

В середине 1970-х имелось довольно мало свидетельств генетического происхождения аутизма, сейчас роль наследственности в развитии этого расстройства считается одной из самых высоких в ряду других психических нарушений.

Родители часто попадают в ситуации, когда поведение их аутистичных детей воспринимается негативно.

В целях привлечения внимания к проблеме аутизма у детей Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Аутизм причины.

Причины аутизма тесно связаны с генами, влияющими на созревание головного мозга. Генетика заболевания сложна. Другие предполагаемые причины спорны. Не получено научных доказательств гипотезы, связывающей аутизм с вакцинацией детей. Резкий рост с 1980-х годов числа людей, у которых обнаружен аутизм, объясним изменившимся подходом к диагностике. Повысилась ли реальная распространённость расстройства пока неясно, хотя нельзя исключать появления неких дополнительных факторов внешней среды.

Аутизм классифицируется как заболевание нервной системы и проявляется в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но Наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать нарушение, которое развивается примерно у 1—6 детей на тысячу.

При раннем выявлении отклонений в поведении, ребёнку можно помочь в наработке навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения. Но способы полностью излечить аутизм в настоящее время не известны. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной взрослой жизни. В последнее время возникла своеобразная культура аутичных людей, считающих, что аутизм —не болезнь, а «особое», альтернативное состояние.

Расстройства аутистического спектра встречаются чаще у мальчиков, чем у девочек. Аутизм в сочетании с умственной отсталостью у мальчиков встречается лишь в два раза чаще (2:1), а без умственной отсталости — в пять с половиной раз чаще (5,5: 1), чем у девочек. Развитие аутизма связывают также с пре- и перинатальными факторами риска (повышенный возраст матери или отца, низкий вес при рождении, недоношенность, гипоксия при родах. Расовая и этническая принадлежность, социально - экономические условия не влияют на развитие аутизма.

Обнаружена связь аутизма с несколькими состояниями:

  • Генетические заболевания. Делеции, дупликации и инверсии — хромосомные нарушения, которые могут быть связаны с развитием аутизма. Однако большинство мутаций, повышающих риск аутизма, пока остаются неизвестными.
  • Умственная отсталость. Доля аутистов с умственной отсталостью составляет от 25 % до 70 %. Оценка интеллекта при аутизме имеет огромные трудности. Другие формы расстройств аутистического спектра сопровождаются отсталостью гораздо реже.
  • Тревожные расстройства распространены среди детей аутистического спектра. Проявления, свойственные многим тревожным расстройствам, трудно отличить от аутистических симптомов, они также могут быть объяснены аутистическими нарушениями.
  • Эпилепсия. Риск эпилепсии изменяется в зависимости от возраста, когнитивного уровня и характера речевых нарушений.
  • Ряд метаболических заболеваний (фенилкетонурия), имеют признаки схожие с симптомами аутизма.
  • Лёгкие физические аномалии встречаются значительно чаще у аутистов.

Все известные тератогены (вещества, вызывающие врождённые дефекты), связанные с риском аутизма, оказывают своё воздействие в течение первых восьми недель после зачатия. Среди факторов, провоцирующих развитие аутизма, есть определённые продукты питания,инфекционные заболевания,тяжёлые металлы,растворители,выхлопыдизельных двигателей,фенолы, используемые в производствепластиков,пестициды, огнезащитные материалы,алкоголь,курение,наркотикии пренатальныйстресс.

Время проведения стандартнойвакцинацииребёнка может совпасть с моментом, когда родители впервые замечают его аутистические симптомы. Однако многочисленные научные исследования не подтвердили связь между вакцинацией и аутизмом.

Аутизм признаки и симптомы

Примерно половина родителей замечают необычное поведение ребёнка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80 % родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:

· к 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет;

  • к 12 месяцам не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.);
  • к 16 месяцам не выговаривает слов;
  • к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов (за исключением эхолалии);
  • если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

1.Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации.

Характерно:

  • отсутствие мимики и жестов, может отсутствовать и речь;
  • ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  • речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  • речь ненормальная по содержанию и форме (ребенок повторяет услышанные где-то фразы, не относящиеся к данной ситуации);
  • речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

2.Нарушено развитие социальных навыков.

Характерно:

  • дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  • игнорирование чувств и существования других людей (даже родителей);

не делятся с близкими своими проблемами, не видят в этом необходимости;

  • никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

Расстройства аутистического спектра отличаются от остальных расстройств развития нарушением социальных взаимодействий. Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению.

Социальные нарушения становятся заметными в раннем детстве. Младенцы с аутизмом уделяют меньше внимания социальным стимулам, реже улыбаются и смотрят на других людей, реже откликаются на собственное имя. В возрасте от трёх до пяти лет такие дети реже демонстрируют способность к пониманию социальной обстановки, не склонны спонтанно приближаться к другим людям, реагировать на проявление ими эмоций или имитировать чужое поведение, участвовать в невербальном общении, действовать по очереди с другими людьми. В то же время они привязываются к тем, кто непосредственно о них заботится

Дети-аутисты не предпочитают одиночество — им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Чувство одиночества у таких детей связано чаще с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей.

3.Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов.

Характерно:

  • неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  • ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  • предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  • отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  • тяготеет к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  • испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  • концентрирует свое внимание на чем-то одном;
  • совершает бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища).
  • проявляетаутоагрессию - действия, приводящие или способные привести к ранениям самого человека (укусы самого себя).

Для определения аутизма недостаточно одного симптома, требуется наличие характерной триады:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.

Другие симптомы

Генерализованная недостаточная обучаемость. Имеется у большинства.

Припадки. Встречаются примерно у четверти аутичных лиц с генерализованной недостаточной обучаемостью. Припадки часто манифестируют в подростковом возрасте.

Гиперактивность и дефицит концентрации внимания. Явная гиперактивность проявляется при заданиях, навязанных взрослыми (школьные занятия). Но ребёнок хорошо сосредоточивается на самостоятельно выбранных задачах. В других случаях аутизма плохая концентрация внимания отмечается при всех занятиях.

Тяжёлые и частые вспышки гнева могут быть вызваны неспособностью ребёнка сообщать о своих нуждах, или вмешательством кого-то в его ритуалы и обычный распорядок.

Необычные способности, простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов, до чрезвычайно редких талантов, обнаруживают от 0,5 % до 10 % лиц с расстройствами аутистического спектра.

Повышенной способностью к сенсорному восприятию и усиленным вниманием расстройства аутистического спектра сопровождаются достаточно часто. У детей с аутизмом чаще отмечаются необычные реакции на сенсорные стимулы.

Отклонения в пищевом поведениивстречаются у детей – аутистов примерно в двух третях случаев. Самой распространённой проблемой является избирательность в выборе блюд, могут отмечаться ритуалы и отказ от еды.

Проблемы со сном в случае с аутизмом являются распространенными. Детям-аутистам сложнее уснуть, они могут часто просыпаться среди ночи и ранним утром.

Ранний аутизм

Ранние признаки аутизма родители могут заметить, когда ребенок еще грудной:

· он не смотрит в глаза;

· не радуется при приближении близких;

· не любит быть на руках при кормлении;

· он или напряжен, или странно расслаблен;

· не улыбается родным;Хочу такой сайт

· манипулирует чужой рукой, чтобы показать предмет, который он хочет;

· не откликается на свое имя.

Первые признаки аутизма проявляются в 3-х месячном возрасте, но они не вызывают опасений у родителей ребенка, и поэтому они не обращаются за медицинской помощью. В три месяца ребенок начинает свою познавательную деятельность. Он начинает улыбаться, особенно при виде знакомого лица, чаще всего это мама, с которой у ребенка тесный контакт, особенно при кормлении ребенка грудью.

В младенческом возрасте обращает внимание искаженная реакция на дискомфорт. Чрезмерно бурные реакции испуга и плача на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители. Очень часто дети в этом возрасте начинают бояться электроприборов: плачут при работе пылесоса или стиральной машины.

При аутизме ребенок не узнает никого, не улыбается.

Здоровые дети стараются прижаться к груди мамы или другого человека, который взял их на руки (за исключением незнакомых ребенку людей). Дети с аутизмом при попытке взять их на руки изгибают спину и делают невозможным прижать их к груди.

Реакция на позу кормления ослаблена, незначительно выражено удовольствие после кормления. Очень часто возникают трудности с кормлением ребенка грудью, он отказывается от груди, капризничает или наоборот засыпает на груди, сосет очень вяло.

Реакции оживления проявляются чаще при отсутствии взрослого и относятся к неодушевлённым предметам (висящая над кроватью игрушка). С ребенком невозможно установить зрительный контакт: ребенок смотрит как бы сквозь людей, не воспринимая их как живые объекты.

Специфическим признаком аутизма является бессонница. Дети длительное время бодрствуют, при этом их глаза всегда открыты, они не капризничают, но и не спят.

Когда ребенок начинает сидеть, появляются характерные для аутизма повторяющиеся монотонные движения: ребенок может сидеть в кроватке и раскачиваться из стороны в сторону, продолжая это длительно, не обращая внимания ни на какие внешние раздражители. Такое состояние может возникать в любое время суток, часто такие раскачивания возникают в ночное время.

Уже в первый год жизни может наблюдаться позднее возникновение лепета, необычная жестикуляция, разнобой при обмене звуками со взрослым.

На второй и третий годы жизни дети-аутисты реже и меньше лепечут. В их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас, они реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами. Они реже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями.

Такие дети склонны к эхолалии (повторению чужих слов) и реверсии местоимений. Дети точно повторяют фразы, ранее услышанные, сохраняя структуру фразы, и даже интонацию. Дети легко воспроизводят стихотворение или песню, которые слышали лишь однажды.

Дети начинают говорить очень поздно, обычно это происходит после 2-х лет. Отсутствует период подражания звукам, произносимым родителями или окружающими людьми. Они сразу говорят словами и фразами. Фразы очень логичные, «взрослые».

Дети с заболеванием не воспринимают окружающих людей и не видят в них предмет для общения. Они могут пройти мимо человека, как мимо дерева, не обращая на него внимания. Привлечь внимание ребенка можно только помешав ему совершить какое-нибудь действие.

В детских коллективах дети с аутизмом держатся обособленно, ни с кем не разговаривают, занимаются только своим делом.

При попытке указать им рукой на какой-либо объект они смотрят на руку. Такие дети редко указывают на объекты, чтобы поделиться переживанием с другими людьми. Это является отличительной чертой младенцев с расстройствами аутистического спектра.

Обычные игрушки для детей с аутизмом не интересны. Они любят играть с кухонной утварью, могут часами рассматривать столовые предметы, передвигать их с места на место. Детям-аутистам может быть трудно играть в игры, требующие воображения.

Наибольший процент выставленных диагнозов приходится на трехлетний возраст, когда отличие ребенка с аутизмом от сверстников становится заметным. Родители обращаются к врачу с жалобами, что их ребенок не такой как все, ни с кем не играет, не разговаривает, боится новой обстановки.

Часто первой жалобой при обращении родителей к врачу, является отсутствие слуха у ребенка, который не всегда реагирует, когда его зовут. Даже при достаточно громких звуках дети не проявляют интерес к его источнику. На самом дели дети с аутизмом все хорошо слышат, их сознание находится в своем собственном мире, который создал ребенок.

Дети, больные аутизмом, предпочитают общение с взрослыми общению со своими сверстниками. Но и это общение достаточно скудное и очень тяжело привлечь внимание ребенка.

Дети с аутизмом очень восприимчивы к перемене окружающей обстановки. Для них большое значение имеет отсутствие какой-либо вещи, нежели отсутствие человека. Они не заметят отсутствие матери на протяжении двух недель, но заметят отсутствие старого зонта, который висел на вешалке в углу. Изменения окружающей обстановки полностью выбивают таких детей из распорядка жизни: они не знают, чем им дальше заниматься, куда идти.

Аутизм у детей.

Аутизм у детей - загадочное заболевание. У каждого пациента имеются свои симптомы. Но каждому больному аутизмом присущи общие черты. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста.

Возраст - от 2 до 11 лет

У детей старше двух лет сохраняются симптомы, характерные для раннего аутизма (не откликается на свое имя, не смотрит в глаза собеседнику, играет в одиночестве и т.д.). К ним присоединяются и другие:

  1. Ребенок никогда не начинает разговор, не стремится к общению, не желает принимать участие в беседах.
  2. Ребенка интересуется лишь одним видом деятельности (музыка, рисование, математика), но изучает его досконально.
  3. Ребенок может повторять одно слово или звук постоянно.
  4. Ребенок впадает в панику, если привычная обстановка меняется.
  5. Все навыки приобретаются с большим трудом (в школе не может научиться читать и писать).

6. Могут присутствовать странные страхи: боязнь красного, квадратного, плюшевых мишек и так далее.

Возраст - старше одиннадцати лет

В этом возрасте дети - аутисты уже приобретают простые навыки общения с людьми, но предпочитают одиночество.

В период полового созревания дети с аутизмом становятся агрессивными. Гиперактивность и агрессия часто направлена себя. Могут находиться в депрессии. В подростковый период больные дети имеют все признаки неврастении.

Больные дети совершают бесцельные сложные движения, требуют соблюдения собственных, часто нелепых со стороны, правил. Возникает потребность в однообразном расположении мебели и вещей в доме. Если ее переместить, у ребенка может быть истерика или паническая атака. Ребенку надо соблюдать определенную последовательность при одевании, пробуждении, отходе ко сну. Сохраняются непонятные страхи.

Обучение детей с аутизмом затруднено. Им трудно быстро сменять род деятельности и рассеивать внимание одинаково на несколько предметов.

Атипичный аутизм имеет различный набор проявлений, может начинаться после трехлетнего возраста. При этом ребенок социально дезадаптирован, погружен внутрь себя, имеет разную степень привязанности к родителям.

Аутизм диагностика

В основе диагноза лежит анализ поведения. При аутизме должно наблюдаться минимум шесть симптомов. В списке симптомов — отсутствие социальной или эмоциональной взаимности; стереотипный или повторяющийся характер использования речи; постоянный интерес к определённым деталям или предметам. Само расстройство должно отмечаться в возрасте до трёх лет и характеризоваться задержкой развития, отклонениями в социальных взаимодействиях, использовании речи при общении, проблемами участия в символических или требующих воображения играх.

Предварительную консультацию проводит педиатр, записывающий историю развития ребёнка и осуществляющий физический осмотр. В случае необходимости затем привлекается помощь специалиста по расстройствам аутистического спектра. Он ставит диагноз, проводит оценку состояния, семейных условий ребёнка и других факторов.

Гипо- и гипердиагностика случаются редко, и наблюдающийся рост числа диагнозов служит свидетельством изменившегося подхода к процессу диагностики.

Аутизм лечение

Лечение аутизма у детей – это долгий, трудный, сложный процесс. Родителям таких детей необходимо знать, что борьба с болезнью будет долгой и необязательно успешной.

Лекарственные препараты при лечении детского аутизма бесполезны. Они могут лишь облегчить сопутствующие симптомы. У человека с таким расстройством лекарство может вызвать атипичную реакцию либо неблагоприятные побочные эффекты, и ни одно из известных средств не способно смягчать коммуникативные и социальные проблемы.

Социальная адаптация и психиатрия – главные способы лечения аутизма.

Основные цели терапии — снижение напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии, она подбирается индивидуально.

Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков и часто снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения.

Доступные подходы включают анализ поведения, логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию.

Правила, которые необходимо выполнять при лечении ребенка, больного аутизмом:

  1. Лечение ребенка должно происходить не только в лечебном учреждении, но и дома, в детском саду, на улице. Родителям придется не только водить ребенка к психологу, но и самим посещать его, так как заниматься с ребенком-аутистом – задача не из легких и сильно сказывается на психике самих родителей.
  2. Нужно выбрать опытного и высококвалифицированного психиатра, который сможет заниматься ребенком длительное время. Частая смена врачей приводит к ухудшению состояния ребенка.
  3. В лечении ребенка-аутиста главным является повторение. Каждый день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их делать. Даже после того, как ребенок запомнит что-то, нужно будет периодически к этому возвращаться.
  4. Родителям нужно отдыхать от лечения ребенка, так как это очень тяжело психологически – очень много заниматься с ребенком и не всегда видеть улучшения. Хотя бы раз в год родители должны уезжать на отдых.
  5. У ребенка должен быть точный распорядок дня.
  6. Общение с родителями других детей-аутистов поможет легче относиться к заболеванию своего ребенка. Существуют группы, в которых такие родители делятся опытом, радуются успехам детей.
  7. Нужно научиться владеть вниманием ребенка, для чего требуется по несколько раз обращаться к нему по имени и никогда не повышать на него голос.
  8. Нельзя изменять обстановку, к которой привык ребенок.

Прогноз заболевания в каждом отдельном случае различный. Нельзя надеяться на то, что через неделю или максимум месяц ребенок станет нормальным. Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. Многие дети с синдромом аутизма идут на контакт уже через два-три месяца.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».