20.04.2021
Игры с покрывалами.
Многие дети любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Можно
использовать в работе различные куски ткани (одеяло, большой платок, легкую
тюлевую занавеску или косынку). Можно пробовать разные предметы (что-то
нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест). Будучи накрытым
большой простыней, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении заданий.
Какова роль покрывала в данной игре? Оно помогает создать отдельное
пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку
удерживать внимание. Под покрывалом ребенка легче привлечь к тем заданиям, к
которым его обычно не удается привлечь, — в помещении всегда много предметов,
которые отвлекают ребенка.
Игра с прозрачной косынкой.
Часто ребенок испытывает трудности глазного контакта. В этом случае может быть
использована маленькая полупрозрачная косынка: через прозрачную косынку ребенку
легче смотреть в глаза другому человеку.
Игра на удержание взгляда.
Можно изобрести разные способы помощи детям в удержании взгляда. Например, если
соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам,
словно вы изображаете очки, то ребенок с интересом начинает вас разглядывать,
ваш собственный взгляд становится для него как бы безопасен.
Игры с красками
(«Цветная вода»). Для проведения игры потребуются: акварельные краски,
кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов
может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой,
затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит
за тем, как «облачко» краски постепенно растворяется в воде. Можно
разнообразить эффект, например в следующем стакане развести краску, быстро помешивая кисточкой. Ребенок своей реакцией
даст вам понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок
довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем:
начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается
действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет
ослабевать, можно приступать к расширению игры.
Возможные варианты игр с красками
1) Если ребенку нравится игра, скорее
всего, он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию: открыть кран, налить
воду в пластиковую бутылку, затем разлить воду по стаканам, а если пролили
воду, то вытереть ее на столе или на полу тряпкой. Инструкции должны быть четкими, и действовать
надо вместе с ребенком. Например: «Открываем кран. А где наша бутылка? Вот она, в шкафчике стоит. Давай нальем в нее
воду. Какая тяжелая стала бутылка... Теперь разольем воду по стаканам.
Буль-буль-буль — течет вода. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась на
столе лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо». В этом
случае ребенок принимает активное
участие в игре и развиваются бытовые навыки ребенка.
2)
Можно заняться смешиванием красок, получая новые цвета. Для этого можно сливать воду разных
цветов в один стакан либо растворять в стакане с чистой водой поочередно
несколько красок.
3) Игра «Кукольный обед». Накройте на
стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и «угостите» их различными
напитками. В этой игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в
молоко, оранжевая — в «фанту», черная — в кофе и др. Фантазируйте вместе с ребенком!
Посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей».
Используя пластиковые стаканы разного размера, можно ознакомить ребенка с
понятием величины.
Игры с водой (имеют и терапевтический
эффект)
1) Возьмите
приготовленные заранее небольшие пластиковые бутылки, пузырьки, баночки и др.,
наполняйте их вместе с ребенком водой из-под крана, сопровождая комментариями.
Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине или ванне,
например, стул. Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать
«фонтан», подставив под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком (обычно
такой эффект приводит детей в восторг) и др.
2) Наполнив
водой таз, организуйте игру в бассейн, в котором учатся плавать игрушки (этот
вид игры возможен в том случае, если у ребенка уже есть опыт посещения
бассейна). Наполненный водой таз может стать озером, в котором плавают рыбки
или уточки. На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в море,
по которому плывут кораблики.
Игры с мыльными пузырями.
Детям нравится наблюдать за кружением в воздухе мыльных пузырей, с криками
восторга они носятся по комнате, пока не лопнут все мыльные пузыри до одного, и
тут же просят повторения. Но сами попробовать выдуть пузыри часто отказываются,
так как это требует определенной сноровки и развития дыхания. Поэтому ребенка
предварительно надо подготовить к игре с мыльными пузырями. Для этого
необходимо научить его дуть, формировать сильный выдох, направлять струю
воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует
соблюдать некоторые меры предосторожности: следите, чтобы ребенок дул, но не
втягивал в себя жидкость (он может сделать это по привычке, если привык пить
сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных
пузырей на вкус).
Некоторые возможные варианты игр с
мыльными пузырями
1) Чтобы
вызвать у ребенка интерес к самостоятельному выдуванию пузырей, предложите ему,
помимо рамки для выдувания пузырей, разнообразные трубочки или соломинки,
например соломинку для коктейля.
2) Игра
«Пенный замок». В небольшую емкость с водой добавьте немного средства для мытья
посуды и размешайте. Возьмите широкую соломинку для коктейля, опустите ее в
указанную емкость и сильно начинайте дуть в воду с громким бульканьем так,
чтобы образовалось большое облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку
подуть вместе с вами, затем — самостоятельно. Вставьте внутрь пены
пластмассовую игрушку — это принц, который живет в пенном замке.
Игры со свечами.
Приготовьте набор свечей: обычную длинную, маленькие свечки для именинного
торта и плавающие. Устойчиво установите длинную свечу, зажгите ее на глазах у
ребенка и скажите: «Смотри, как свеча горит! Как красиво!» Если ребенок
испугался, отложите игру. Если реакция ребенка положительная, предложите подуть
на пламя: «А теперь подуем... Сильнее, вот так! Ой, погас огонек. Смотри, какой
поднимается дымок». Скорее всего, ребенок попросит вас зажечь свечу еще и еще.
Возможные варианты игр со свечами
1) Предложите
родителям дома, когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а
зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь. Так ребенок познакомится с
назначением свечи.
2) Держа
в руке потушенную свечу, «порисуйте» в воздухе Дымом.
3) Наполнив
емкость водой, опустите на поверхность воды одну или несколько плавающих
свечей. Если это сделать в темной комнате (например, в ванной комнате с
прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми
Пиками зрелище.
Игры со светом и тенями
1) Игра
«Солнечный зайчик». Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с
помощью зеркала солнечный луч и постарайтесь обратить внимание малыша на то,
как солнечный зайчик прыгает по стене, потолку, со стены на диван и др.
Возможно, ребенку захочется дотронуться до светового пятна. В этом случае не
спеша отодвигайте луч в сторону. Попробуйте привлечь ребенка к игре: предложите
поймать убегающего солнечного зайчика. Если ребенку понравилась игра,
поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать солнечный луч,
чтобы получится солнечный зайчик. Если ребенок справится с этим, постарайтесь
ловить солнечного зайчика как можно более эмоционально, не забывая при этом
комментировать свои действия: «Поймаю, поймаю! Какой шустрый заяц — как быстро
бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать... Ну-ка, заяц, спускайся к
нам!» (И др.) Смех ребенка станет вам самой лучшей наградой.
2) Игра
«Тени на стене». В темное время суток в комнате включите настольную лампу,
затем выключите свет и направьте свет от лампы на стену. Помните, что ребенок
может испугаться. Поэтому сначала попробуйте осторожно и не проводите первый
раз игру в детской комнате. Ведь испуг будет связан именно с местом, где
ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попробуйте для начала в
коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря. При помощи кистей рук, различных
предметов и игрушек получите на стене тень «лающей собаки», «летящей птицы» и
др.
3) Игра
«Театр теней». Можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней,
используя приготовленные заранее бумажные фигурки-силуэты.
4) Игра
«Фонарик». Покажите ребенку электрический фонарик, дайте его рассмотреть. Когда
стемнеет, походите с фонариком по квартире. Объясните ребенку, что фонарик
можно использовать, если перегорела лампочка, во время прогулки по аллеям
парка, где нет фонарей и др.
5) Игра
«Темно — светло». При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике или
в домике для игр, который можно соорудить из большой коробки. 0гры со льдом.
Накануне занятия попросите родителей приготовить вместе с ребенком лед
(заполнить форму для льда водой и поставить в морозильную камеру). На занятиях
достаньте вместе с ребенком лед, выдавите его из формы в емкость и скажите
ребенку: «Смотри: вода замерзла, стала холодная и твердая». Возьмите кусочек
льда и погрейте его в ладонях: «Ой, какая холодная льдинка! А рука теплая.
Зажми и ты в ладошке льдинку. Смотри: водичка капает — это лед тает и снова
превращается в воду». Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду
краски. Или порисовать красками на большом куске льда.
Зимой на прогулке обращайте внимание
ребенка на заледеневшие лужи, снимите и рассмотрите сосульку и др.
Игры с крупами.
Приготовьте по одной упаковке крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.
Высыпьте гречневую крупу в глубокую емкость, опустите в нее руки и пошевелите
пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку
присоединиться: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои руки спрячем. Пошевели
пальцами — так приятно! А теперь потри ладони друг о друга -немножко колется,
да?» На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
Возможные варианты игр с крупами
1) Спрячьте
мелкие игрушки в емкость с крупой. Попросите ребенка найти в крупе сюрприз или
делайте это вместе с ребенком.
2) Пересыпайте
крупу при помощи совочка, ложки, стаканчика и др. из одной емкости в другую.
Пересыпайте в руках, обращая внимание ребенка на получающийся при этом звук.
3) Предложите
ребенку рассыпать крупу в виде дождя или града. Походите босиком или в носках
по рассыпанной на полу крупе. Можно посыпать крупу на шею или голую спину
ребенка, если он позволит.
4) Игра
«Приготовление еды». Насыпьте в кастрюлю из набора кукольной посуды небольшое
количество манной крупы, Добавьте воды и перемешайте — это каша для куклы. Вдавите
горошины в кусочек коричневого пластилина это шоколад с орехами. Фантазируйте!
Игры с пластичными материалами
(пластилином, тестом, глиной). Приготовьте один брусок пластилина и покажите
ребенку основные приемы лепки: отщипывание, скатывание шариков круговыми
движениями, раскатывание колбасок движениями вперед-назад (на плоскости стола
или между ладонями), разрезание бруска на более мелкие кусочки при помощи
стеки. Предложите ребенку попробовать самому (вначале можно попробовать
действовать «рука в руке», если ребенок разрешит). Когда ребенок освоит
выполнение этих несложных действий, можно приступать к лепке из пластилина
разных цветов.
Возможные варианты игр с пластичными
материалами
1) Игра
«Приготовим обед для кукол». Слепите маленькие шарики из пластилина красного
цвета — это ягоды. В разноцветные пластилиновые шарики воткните палочки,
например зубочистки или ватные палочки (предварительно удалив вату), — это
фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатайте кусочек красного пластилина — это
колбаса. Раскатайте тонко-тонко кусочки белого пластилина — это спагетти.
Нарежьте брусок светло-коричневого пластилина на кусочки — это хлеб. Угощение
для кукол готово. Приглашайте кукол на обед. Можно из кусочков пластилина
разных цветов вылепить праздничный пирог или торт, вставить свечку и
отпраздновать день рождения куклы.
2) Игра
«Огород». На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки и «засадите»
грядки «овощами». В качестве овощей можно использовать крупы: горох — репа,
красная фасоль — картошка, разноцветная мозаика — красные помидоры и зеленые
огурцы, некоторые овощи можно попытаться вылепить из пластилина.
3) Методом
размазывания можно создать картину из пластилина. Размажьте по картону зеленый
пластилин — это трава, прилепите маленькие красные кружочки — это ягоды. Таким
же способом в синем «пруду» станут плавать «золотые рыбки», в голубом «небе» —
«светить» желтое «солнышко с лучами».
В дальнейшем можно использовать в работе
другие материалы — тесто, глину.
Игры со звуком
1) Обращайте внимание ребенка на звуки в
окружающем мире: скрип двери, звон бокалов друг о друга, скрип тормозов, стук
колес поезда, гудок автомобиля, шум ветра и др.
2) Извлекайте
разнообразные звуки из предметов и демонстрируйте их ребенку. Постучите
деревянными (металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по
тепловому радиатору, постучите костяшками пальцев по стеклу. Насыпьте в
коробочки (пластиковые баночки) разные крупы (емкостей с одинаковой крупой
должно быть по две), потрясите коробочку, привлекая внимание ребенка к
звучанию, и попросите его найти коробочку, которая звучит так же.
3) Оказавшись
на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг:
шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручья и др. Звуки природы сами по себе
несут успокоение и чувство гармонии.
Игры с движениями и тактильными
ощущениями. Поскольку прикосновения могут оказаться
для ребенка болезненными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте
терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу.
Это может произойти по-разному. Вот ребенок впервые забрался к вам на колени
или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице,
а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно
предоставить ему эту возможность). Или же ребенок снял кофточку и словами
«Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спину. Будьте внимательны и не
пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону. Если это произошло, то на
занятиях становится возможным проведение следующих игр.
1) Игра
«Догоню, догоню» («Поймаю, поймаю»). Вы делаете вид, что пытаетесь поймать
ребенка, он же с криком убегает.
2) Игра
«Змейка». Изображая лентой (скакалкой, веревкой) змею, отходите от ребенка,
предлагая ему догнать «змею»: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте
ребенку возможность победно наступить на «змею» ногой.
2)
Игра «Самолетики». Покружите ребенка в воздухе со словами «Полетели,
полетели!», затем опустите на диван или пол: «Приземлились».
Успехов
Вам и Вашим детям! Учитель-дефектолог Кузнецова А.Н.