06.12.2021
1. Сопровождайте
собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие
явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность ребенка
требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем
умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».
2. Речевой
комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой
материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить
напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много
слов, Вы напишите отдельные слова - суть явления. Другой аналогией может
служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы
отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы
формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза).
Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова
пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть
птичка? Нет, нет птички». Таким образом, речевой комментарий - это не
развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а
речевые «метки» для окружающей действительности.
3. Речевой
комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но
и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный.
Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».
4. Речь,
обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными интонацией,
тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно
такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его
установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел
на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать:
«Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также
визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик,
крупные серьги и пр.. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он
не против.
5. Говорите
о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент,
когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая
деятельность ребенка (например ребенок помогает развесить выстиранное белье)
6. Оречевляйте
чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете
сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в
ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой».
7.
Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям
и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы
одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и
река, и вода в бутылке, и лужа - будут обозначаться одним словом «вода». Или
при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть
ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и
т.п. Разработайте совместно с логопедом или самостоятельно перечень слов и
инструкций, отрабатываемых в течение недели или даже месяца, и создавайте для
ребенка такие ситуации деятельности, чтобы как можно чаще использовать слова из
этого перечня.
8. Не
используйте инвертированные словосочетания, метафоры и т.п. в общении с Машей.
Стройте предложение по схеме «субъект + действие + объект», например: «собака
бежит», «я мою посуду».
9. Активизируйте,
закрепляйте словарь (заведите речевой дневник)!
10. Отрабатывайте
глаголы, в повелительном наклонении играя со взрослым или игрушкой, например,
«Папа, спи!», «Жора, сиди!»; глаголы в изъявительном наклонении 3-его лица
«Папа, едет», «Мама, читает», «Маша лепит», 1-го лица «Я везу», «Я пью», «Я
мою», «Я беру». Так же идет формирование простого предложения гл+ сущ. (мест)
Примеры, глаголов:
ешь – ест – ем лежи —
лежит — лежу
иди — идет— иду лепи — лепит —
леплю
спи — спит — сплю читай — читает —
читаю
пей — пьет — пью рисуй — рисует —
рисую
мой — моет — мою стирай – стирает –
стираю
вези – везет – везу и т.д.
сиди — сидит — сижу
пиши — пишет — пишу
неси — несет — несу
беги — бежит — бегу
11. Помните
самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите её
готовность повторить или сказать самой, поощряйте эту активность, а сами
затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой
практики.
Успехов
Вашим детям!
Учитель-дефектолог Кузнецова А.Н.